«LIBERE - VIVERE» (Клуб любителей художественно-исторической литературы)


Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
"Клан пещерного медведя" Джин Ауэл
 
Автор: Маргарита Лужкова.
Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 230-231.

«Клан пещерного медведя» - первая книга из серии «Дети Земли» Джин М. Ауэл. Многократно издавалась и переиздавалась в Америке и Европе огромными тиражами. «Клан Пещерного Медведя» — увлекательнейшая история девочки Эйлы, жившей 30 тысяч лет назад на берегу нынешне-го Черного моря во время последнего ледникового периода.
В данной книге описывается период вымирания неандертальцев, отрезок времени, когда их ареал и численность стали стремительно сокращаться под давлением усиливающихся африканских конкурентов-сапиенсов около 35 тыс. лет назад.
Возникает вопрос относительно фантазии Ауэл о гибридизации Эйлы - самки Homo sapiens и сына вождя клана - самца Homo neandertalensis и рождении ею мальчика, очевидно способного к размножению. Но надо отметить, что большинство антропологов утверждают, что неандертальцы и сапиенсы были практически одним и тем же видом и могли скрещиваться без проблем. Считается, что именно неандертальцам мы обязаны встречаю-щимся у отдельных особей рыжим цветом волос и наличием у нас иммунитета к некоторым заболеваниям. Поэтому гипотезу автора о браках между сапиенсами и неандертальцами и о сохранении неандертальского наследия в крови гибридов на тысячи лет после вымирания собственно чистокровных неандертальцев нельзя отметать категорически, как чистый вымысел.
Но есть и мнение, что абсолютное большинство скелетов гибридных особей принадлежат детям и, вероятнее всего, не было массовой гибридизации и растворения аборигенов Европы, неандертальцев, в размножающихся ордах мигрантов из Африки-сапиенсов. Хотя сама по себе возможность спаривания и рождения как минимум первого поколения гибридов явно была.
Джин М. Ауэл получала серьезные консультации от палеоантроплогов, специализирующихся именно на описываемых регионах и периодах времени, и очень серьезно работала над выверкой текста с точки зрения последних на тот момент данных по верхнему палеолиту.
Неандертальцы описаны как раз очень неплохо. Спорен вопрос об отсутствии звуковой речи: как выяснилось уже после сдачи книги в печать, гиоидная кость неадертальцев была практически индентична нашей. И это значит две вещи - они могли говорить и говорили.
В начале романа прилагается карта, из которой становится ясно, что действие разворачивается на территории современного Северного Причерноморья, территории находившейся в малоблагоприятном на тот момент для проживания климате. Автор рисует совершенно не привычную и потому более притягательную для обывателей картину сурового, не прощающего ошибок юга нашего континента.
"Тезей" Мэри Рено
 
Автор: Наталья Третьякова.
Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 231-233.

Мэри Рено - английская писательница, оставившая после себя целую серию исторических романов о временах классической античности, родилась 4 сентября 1905 г. и большую часть жизни прожившая в Южной Африке.
Она стала автором художественных романов о Тезее, Сократе, Пла-тоне, Александре Македонском. Ей удалось скрупулёзно воссоздать атмосферу античного мира, несмотря на отсутствие формального исторического образования. Историческая достоверность её произведений нередко критикуется, впрочем, Рено никогда не скрывала, что достраивала повествование, опираясь на своё воображение. В конце своих книг она проводила черту между тем, что основано на исторических источниках, и тем, что основывалось лишь на домыслах автора.
Под общим названием «Тезей» Мэри Рено объединила две книги: «Царь должен умереть» и «Бык из моря», которые представляют собой ре-конструкцию древнегреческого мифа о Тезее. В книге идет речь о событиях, происходивших еще в микенское время. После открытий, сделанных на Крите и в Греции в 50-х годах прошлого столетия, можно смело предположить и сделать вывод, что Тезей – не вовсе сказочный герой, а вполне реальный человек, живший в то время. Он был небольшого росточка, но не-обыкновенной силы, очень быстрый, храбрый, можно сказать гордый, в высшей степени сексуальный с пронзительными голубыми глазами и золотыми волосами. Однако, когда Кимон раскопал на Скиросе кости воина бронзового века, они были определены как останки Тезея, причем на основании одного лишь гигантского размера, хотя миф нам повествует обратное.
Конечно, некоторые описываемые в романе события не могли иметь место в тогдашней Греции. Например, Рено четко дает понять, что Криту были подвластны все острова, и даже сами Афины, но археологически такое морское владычество не подтверждается. Более того, автор показывает, что Афины платили дань Криту юношами и девушками, которые участвовали в бычьей пляске. Но…бычья пляска была вовсе не данью, а жертвоприноше-нием, и люди туда шли добровольно, причем они были из высших слоев. Именно таким жертвоприношением они защищались от стихийных бедствий, которых очень боялись. Археологи единодушны в том, что Кносский дворец горел, был разграблен и разрушен землетрясением, неясно только, происходило это одновременно или нет. Был обнаружен тронный зал, в ко-тором сохранились свидетельства о том, что церемония помазания была прервана. Рено в романе нам говорит о том, что Тезей убил Минотавра в процессе помазания.
Есть и еще один факт несоответствия. Книга построена на предположении, что в Микенской Греции существовали две формы власти и два этноса: пеласги и минойцы, которые поклонялись Матери-Земле, их царь был подчиненной фигурой и в конце каждого цикла земледельческих работ его приносили в жертву. Однако история описывает нам Микенскую цивилизацию, в которой общество составляло два слоя: элиту и простых людей, при-чем верхи и низы общества были очень разделены. По сути, не было культа власти и государства.
Но хотелось бы сказать, что Рено в своем романе красной нитью про-вела связь людей и богов. Как уже говорилось, религия у греков всегда была на первом месте. По всему роману подчеркивается защита и милость Посей-дона. В мифе сказано, что Посейдон был отцом Тезея, но автор предпочла рассказать в своем романе не о герое, у которого отец – бог, а о простом юноше, у которого мать была жрицей. Вполне вероятен сам факт существования царя Эгея (по роману - отец Тезея), который бросился со скалы в море, поэтому и море называется Эгейским, после чего Тезей стал царем Афин. Во время своего правления он объединил Аттику. Каждый год были хорошие урожаи, пираты не нападали на страну, хотя морской разбой процветал в то время.
Нельзя не сказать об Ипполите, которую автор описывает как амазонку. Думаю, нет причин сомневаться в том, что существовало племя женщин, которые после истребления всех своих мужчин предпочли создать свою собственную боевую общину, но Рено описала их как воинственных жриц Артемиды. Тезей увел Ипполиту с собой в Аттику. В отместку ее народ напал на эту страну, но Ипполита сражалась на стороне Тезея и была убита. Перед тем она родила сына Тезею - Ипполита.
После ее смерти Тезей послал на Крит за младшей дочерью Миноса - Федрой и женился на ней. Федру поразила страсть к Ипполиту, она послала к нему свою няньку, но получила отказ, после чего повесилась, оставив за-писку, в которой говорилось о том, что Ипполит ее изнасиловал. Тезей проклял своего сына проклятием, имевшим силу Посейдона. Когда Ипполит гнал свою колесницу, бог послал громадную волну, которая несла на гребне огромного быка. Тезей видел смерть сына, но царь слишком поздно узнал правду.
После этого Рено повествует о том, что Тезей чаще уходил грабить го-рода вместе со своим другом Пирифоем, и в один из таких походов его парализовало. После этого он провел 4 года в Эпидавре, а когда вернулся в Афины, он застал их в смуте и беззаконии. Тезей отплыл на Крит, по дороге остановился на Скиросе, где и настигла его смерть. Он упал со скалы в море. Здесь впечатляет схожесть его смерти со смертью отца.
Сама по себе книга произвела огромное впечатление, хотя там и много противоречий с реальной историей. Книга читается очень легко и как будто переносит в микенское время, в котором ты сам, со стороны, наблюдаешь происходящие события.
Роман Светлов. Наемник
 
Автор: Михаил Дорохов.
Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 233-235

«Пастырь? – улыбнулся пастух своим мыслям.
– Может быть. Века поменялись.
Если раньше нужны были Герои,
то сейчас, наверное, Пастыри.»
Р.В. Светлов «Прорицатель».

«Прорицатель» - роман о переходе античного мира в новую эпоху - эллинизма. Среди немногочисленных романов о греческих наемниках достойное место занимает роман Романа Викторовича Светлова «Прорицатель».
Р.В. Светлов - российский философ, писатель, директор Издательства Санкт-Петербургского университета, доктор философских наук, профессор СПбГУ. Автор более 70-ти научных работ, в том числе монографий «Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика» и «Гнозис и экзегетика», а также автор ряда исторических романов и повестей. Основатель и руководитель Санкт-Петербургского Платоновского философского общества. Главный редактор журнала «Вестник Русского Христианского гуманитарного института».
Особенностью романа, которая обуславливает его уникальность, является соединение двух аспектов жизни героя – его внутреннего, духовного мира и религиозных представлений, с миром повседневной службы и быта греческого наемника в самом начале эллинистического периода. Калхас - главное действующее лицо романа - аркадийский пастух, у которого есть дар прорицания - во сне он видит символические картины на определенные моменты своей жизни или события, в которых он примет участие. Он отправляется вместе с командиром наемников на службу к Эвмену – одному из знаменитых военачальников Александра Македонского, старавшегося сохранить его наследие и добиться власти над Азией. В процессе всего странствования Калхас встречает свою любовь, и судьба впоследствии до-ставит им довольно много невзгод. Полководца Эвмена предают, после чего начинается долгое возвращение Калхаса домой.
Религиозная тематика представлена видениями, носящими характер представления картин жизни животных, изредка переходящих в антропоморфные фигуры, неслучаен и выбор автором бога-наставника - это Гермес, бог странствий дороги, поиска и пастухов. Дело в том, что в романе существует четкое разграничение небольшой жизни пастуха: 25 лет пастушей жизни в Аркадии и несколько лет, прожитых в походах по Азии. Количество знаний и информации здесь и там невообразимо различается, и это одна из особенностей наемничества в данный период времени. Наемники как бы «умирали» для своих родных мест и людей и начинали короткую, но очень насыщенную иную жизнь. Такие люди как Калхас, т.е. люди, находящиеся большей частью во внутреннем мире и одновременно способные видеть все вокруг не только с бытовой точки зрения очень, остро чувствуют этот пере-ход.
К слову, сам автор о своей книге говорил, что она «и об истории. и о нас одновременно». В романе мы можем найти отражение своих переживаний, и ситуации, актуальные и сейчас, а реакция людей в таких случаях не меняется в течение тысячелетий. Это и проблема расширения мировоззрения, скачкообразного развития и возрастного совершенствования, тема любви и семьи и т.д.
Быт наемников представлен описанием их жизни на местах расквартирования отрядов, их обычаев, традиций и внутренней негласной иерархии. Не случайно автор повествует о двух отрядах наемников - молодых аркадянах и старой гвардии аргираспидов - «среброщитых», сражавшихся еще в рядах армии Александра. Традиции, менталитет и самосознание их разительно отличаются и дают нам заглянуть в их мир с разных сторон. В произведении есть описания тактики, обмундирования, хода передвижения и известных сражений наемников. Все это, несомненно, несет много ценной ин-формации по истории реконструкторского типа.
В романе три ключевых момента, о первом – проблеме расширения миропознания для человека античности, частично уже было сказано.
И, наконец, следующие две проблемы - это вопрос предательства и степени состояния моральных качеств наемников, и тема появления «сильной личности», так присущей эллинистическому периоду. Первый вопрос лежит на поверхности, ибо опять же прослеживается четкое разделение ветеранов наемников от аркадян и отрядов, преданных лично Эвмену. Наемные аргираспиды, признающие как ценность только деньги и власть, предают его и отдают в руки врага. Это типичное поведение наемников того времени, так как подчиняются они только непосредственно своим командующим, а не напрямую Эвмену. Друзья и люди Эвмена остаются ему верны, и здесь необходимо сказать, что и положение, и их быт отличаются от основной массы типичных наемников.
Тема «сильной личности» всегда остро вставала на рубеже эпох, когда в огромном потоке событий людям необходим ориентир в виде сильного харизматичного лидера. Недаром Калхаса в самых последних строках называют Пастырем, ибо он один из людей своей новой эпохи.
Роман дает большую пищу для размышлений в отношении внутреннего мира человека и его возможностей, нравственного становления личности, путях её совершенствования. В то же время автор смог ненавязчиво описать основные моменты из жизни наемников, что является немаловажным аспектом так как такие отряды - неизменные участники практически всех сражений того периода.
В целом, роман очень интересен и доступен для очень широкого круга читателей, как любителей чисто художественной, так и исторически специализированной литературы.
Дитрих, Уильям. Бич Божий, М.: Эксмо – СПб.: Домино, 2008. 480 с.
 
V век от Рождества Христова. 451 год. Гунн Аттила, Бич Божий, гроза римлян, и Аэций, гениальный полководец, послед-няя надежда империи, должны сойтись в решающий битве. Битве, которая по масштабам превосходит все сражения минувших веков. Но исход схватки зависит не от них, а от скромного летописца из Константинополя Ионаса Алабанды, ведь именно в его руках волею судьбы оказался священный талисман гуннов — меч Марса.
Дан, Феликс. Аттила. Фелицита. Битва за Рим. Гелимер, М.: Вече, 1994 (и др. изд.)
 
Феликс Дан (1834-1912) – немецкий историк, писатель и поэт. Романы «Аттила» и «Падение империи» повествуют о становлении готских (герман-ских) племён во время великого переселения народов. В романе «Аттила» повествуется о закате гуннского владычества на территории Европы и о смерти гуннского царя Аттилы в объятиях девушки Ильдихо (дочери короля Визигаста), «Падение империи» о закате остготской империи после смерти Теодориха Великого. Одно из наиболее известных произведений — историческая эпопея «Битва за Рим» — неоднократно экранизировалось. «Фелицита» рассказывает об уходе римлян из дунайских провинций (совр. Австрия). «Гелимер» - о падении королевства вандалов и об отвоевании империей про-винции Африка.
Парницкий, Теодор. Аэций - последний римлянин, М.: Прогресс, 1969. 320 с.
 
Польский писатель (1908-1988), автор ряда романов в жанре историко-философского эссе. Роман об Аэции написан в 1937 г. Впервые издан в русском переводе в 1969 г. В центре сюжета – полководец Флавий Аэций, разгромивший гуннов в битве на Каталаунских полях в Галлии в 451 г. Первая часть дилогии, вторая в России не издавалась.
Гордер, Юстейн. Vita brevis (Жизнь коротка), СПб.: Амфора, 2002. 192 с.
 
Роман в форме «найденного» сочинения Флории Эмилии, возлюбленной Августина. «Исповедь», «женская версия». Действие происходит в самом на-чале V в. Героиня – параллель к образу Дидоны, брошенной Энеем. Главная мысль – ради идеи нельзя забывать о ближних и любимых. Автор – известный норвежский писатель, лауреат многих премий.
Ефимов, Игорь. Не мир, но меч [Пелагий-британец; Невеста императора], Звезда. 1996. № 9-10. 185 с.; М.: Терра, 1998. 320 с. (роман выходил под тремя разными названиями)
 
Писатель из Петербурга (р. 1936), с 70-х гг. живущий в США, создал многоплановый, полифоничный роман о V веке, времени разложения Рима. В книге звучат голоса и излагаются события от имени различных действующих лиц. Среди них как исторические, так и вымышленные – ересиарх-гуманист Пелагий, императрицы Галла Плацидия и Афинаида, простые римляне. Здесь и ощущение гибели привычного мира, и печаль от его несовершенства, и пронзительная любовь.
Брюсов, Валерий. Алтарь Победы. Юпитер поверженный. Рея Сильвия. Грани. Женщина с бичом., СПб.: Северо-Запад, 1994 (и др. изд.)
 
Исторические романы В.Я. Брюсова (1873–1924), крупного поэта серебряного века, лидера символистов, «Алтарь Победы» и «Юпитер повержен-ный», посвящены заключительному этапу борьбы язычества с христианством в Римской империи конца IV в. Тексты насыщены густым колоритом поздне-античной эпохи и хорошо передают сильные страсти персонажей.
Рассказы дополняют позднеантичную тематику, интересовавшкую Брюсова специально настолько, что он посвятил ей монографию «Великий ритор (Авзоний)» (1911). Мотивы брюсовских романов в полной мере соответствуют мотивам стихотворных произведений автора; как и стихи, брюсовские романы описывают эпоху распада старого мира, рисуют отдельных его представителей, остановившихся в раздумье перед приходом мира нового, под-держиваемого свежими, оживляющими силами.
Эпоха заката и гибели Римской империи привлекала к себе пристальное внимание Брюсова на протяжения всей его творческой жизни. Еще в 1894 г. он работал над незавершенным романом "Грань", описывавшим заговор против императора Валентиниана III в 455 г. (Гречишкин С.С. Ранняя проза В. Я. Брюсова. - Русская литература, 1980, Љ 2, с. 204-205). Позднее Брюсовым был написан роман из жизни Рима IV века "Алтарь Победы" (1911-1912); в 1910-е гг. он работал и над его продолжением - незавершенным романом "Юпитер поверженный". Подробнее об интересе Брюсова к истории и куль-туре Древнего Рима см. в статье М. Л. Гаспарова "Брюсов и античность" (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1975, с. 543-555).
Характеризуя место действия "Реи Сильвии", историк и филолог-классик А. И. Малеин пишет: "Повесть эта интересна также и с археологической сто-роны. Несомненно, до автора дошли появившиеся в то время даже и в нашей повседневной и повременной прессе многочисленные сведения о произво-дившихся в Риме археологических разысканиях, в силу которых многие раз-валины, находившиеся в окрестностях Эсквилина и носившие прежде разные наименования, были признаны остатками знаменитого дворца Нерона - domus aurea ("Золотой дом"), этого грандиозного сооружения, которое, применительно к нашему времени, должно было воспроизводить прежнее Царское Село в центре Петербурга или Версаль в середине Парижа, но, конечно, в более грандиозных размерах. Достаточно напомнить, что вмещавший по самому скромному счету 48 тысяч зрителей Колизей <...> был построен на месте одного только искусственного пруда в парке императора. В этот-то "Золотой дом" и проникает случайно несчастная фантазерка и в найденном там барельефе с изображением Реи Сильвии признает самое себя" (Малеин А. Валерий Яковлевич Брюсов и античный мир. - Известия Ленинградского гос. ун-та, 1930, т. II, с. 191).
В романах «Алтарь победы» (1911-1912) и «Юпитер поверженный» (не закончен, опубликован в 1934) изображена широкая панорама борьбы между христианством и язычеством в Римской империи в кон. IV в. по Р.Х. Главный герой Юний приезжает в Рим, видит культурный и религиозный упадок Римской империи, растущее влияние христианства. Противостояние язычества и христианства в романе «Алтарь победы» ярко изображено в споре Симмаха со свт. Амвросием, еп. Медиоланским. В финале романа Юний осознает, что христианство побеждает, а возрождение Рима невозможно. В романе «Юпитер поверженный» повествование ведется уже от лица Юния, принявшего монашество. Брюсов с любовью изобразил в романах римскую культуру, идеализированное представление о которой во многом повлияло на его общественную позицию после установления Советской власти, т. к. он считал, что при любом, даже «варварском», режиме должны оставаться носители высокой культуры.
Эберс, Георг. Серапис. Ведь я человек (Homo sum), М.: Аст, 2008
 
Редкий пример «ученого» или «профессорского» романа. Германский египтолог XIX в. Георг Эберс, талантливый романист (1837-1894). В его про-изведениях сочетаются научно обоснованное воспроизведение изображаемой эпохи и увлекательная фабула. Свой первый исторический роман "Дочь фараона" Эберс написал в 1864 г. еще будучи учеником Лепсиуса. Учитель охарактеризовал роман ученика не только как удачное художественное произведение, но и как серьезную научную работу в области востоковедения. Однако подлинный триумф Эберсу принес второй его роман "Уарда". Не порывая связи с Лейпцигским университетом, профессором которого состоял практически до 1890 г., Георг Эберс становится профессиональным литератором. Отличительной особенностью всех художественных произведений Эберса является превосходная и во всех отношениях научно обоснованная реконст-рукция изображаемой эпохи, ибо каждая деталь, каждый факт был предвари-тельно всесторонне проанализирован Эберсом-ученым, прежде чем исполь-зоваться Эберсом-писателем. Таким образом, окончательному воплощению замысла любого романа предшествовала кропотливая, по существу научно-исследовательская работа. Литературное наследие Георга Эберса насчитывает 17 исторических романов и разделяются на две неравные части: пять книг посвящены европейскому средневековью, остальные составляют своего рода египетский цикл. Этот цикл охватывает период со времен царствования Рамсеса II - середина XIV века до н.э. - до первых лет установления над Египтом арабского господства в середине VII века после Рождества Христова.
Роман «Серапис» переносит читателя в Александрию 391 года – город, раздираемый ожесточенным противоборством христиан-фанатиков и при-верженцев старой веры. В этой борьбе гибнут бесценные памятники древ-нейшей истории человечества.
«Ведь я человек» - интереснейшее повествование о жизни первых монахов-анахоретов позднеантичного Египта. В советское время роман не переиздавался. В основе сюжета - повседневная жизнь монахов и их искушения. Предельно точно описана атмосфера христианского Египта и раннего монашества. Роман опирается на обширную письменную традицию - Палладий, Иоанн Кассиан Римлянин, Руфин, древние патерики. Безусловно рекомендуется к чтению.
Жданов, Лев. Крушение богов, М.: Терра, 1994 // Собр. соч. в 6 тт., т. 4
 
Роман известного исторического писателя вышел в 1929 г. Большая часть жизни и творчества Л. Жданова (Леон Гельман, 1854-1951) пришлась на период до 1917 г., поэтому в новом романе он был вынужден отдать дань антихристианским настроениям советской эпохи. В целом Жданов – не очень глубокий романист, но интересен сюжетом и деталями.
Кингсли, Чарльз. Ипатия, Харьков: Паритет, 1994. 512 с.
 
«Ипатия» Кингсли занимает несколько особое место в истории данной темы. Роман Кингсли, несомненно, самое популярное из всех произведений, посвященных трагической смерти этой незаурядной представительницы поздней эллинской философии и науки. Но уже и в самом выборе темы, и в ее трактовке сказывается автор, англиканский священник, поднявшийся до высокого поста духовника самой королевы Виктории. Находившийся в конце 40-х годов под впечатлением размаха чартистского рабочего движения Кин-гсли занимается пропагандой идей христианского социализма, куда входило и основание производственных товариществ, и просвещение рабочих, и разъяснение английским капиталистам их «социальных обязанностей». Однако это увлечение Кингсли рабочим движением оказалось очень, недолгим. Уже в начале 50-х годов под влиянием наступившей реакции во Франции, развала чартистского движения в Англии Кингсли значительно охладел ко всякого рода социальным проблемам. Позднее он сам рассказывал, что, еще будучи двенадцатилетним мальчиком, он наблюдал в Бристоле восстание рабочих и сделался на целых десять лет «аристократом до мозга костей, полным нена-висти и презрения к этим опасным классам». Можно думать, что таким, несмотря на весь внешний покров христианского «добротолюбия», Кингсли ос-тался на всю жизнь. Действие романа происходит главным образом в области чистой идеологии. По совету Мориса Кингсли пользовался преимущественно неоплатонической литературой для воссоздания александрийской культуры начала V века н. э. Даже один из важнейших мотивов романа – обращение в христианство Рафаэля Эбен-Эзры после бесед с Августином, подсказан Кин-гсли Морисом. Последний факт весьма важен для объяснения отношений Кингсли к главнейшим персонажам своего романа и, в первую очередь, к самой Ипатии. Кингсли, хотя и церковник, не может отрицать огромного впе-чатления, производимого Ипатией на большинство ее культурных современников. Поэтому его Ипатия окружена учениками самых различных народно-стей и в его изображении является живым воплощением эллинизма на его за-кате. Но Кингсли нужно и другое: показать какую-то ее внутреннюю непол-ноценность, внутренний дефект, присущий ей уже потому, что она – явный враг христианства. Конечно, под христианством Кингсли разумеет не официальную организацию Александрийской церкви, руководимой Кириллом, а «вечные» христианские истины, которыми в романе обладают Августин, Синезий и даже Авфугий-Арсений.
Отрицательное отношение Кингсли к Кириллу имело и свой социальный смысл. В своих позднейших произведениях Кингсли уверял, что духовенст-во, членом которого он является сам, все более сознает свои обязанности и выздоравливает от своей моральной спячки. Эта компромиссная позиция избавила Кингсли от чересчур резкого отношений к Кириллу, так как возможное для английских священников было тем более возможно для александрийского архиепископа, да еще сопричтенного к лику святых.
Совершенно ясно, кто из героев «Ипатии» более всего по сердцу английскому романисту. Таким является смелый и веселый птолемаидский епископ Синезий.
Слабость государственной власти, рост церковной тирании, погромные действия христианского святого, жуткая сцена умерщвления Ипатии – сами по себе таковы, что почти не требуют комментариев и до сих пор оказывают должное действие на всякого, кто ознакомится с ними. Сентиментализм Кингсли в изображении христианства, его христианские настроения в обрисовке созданных его художественной фантазией лиц объясняются его эпохой и социальным положением.
Антонов, Александр. Последний император (Феодосий), М.: АСТ, Астрель, 2009. 512 с.
 
Роман в целом интересный и многоплановый, написан без фактических ошибок и достаточно «правильным» языком, без жаргонов и осовременива-ния. Единственное не совсем корректное с точки зрения стиля – «итальянские» термины и реалии («синьор» и т.п.), вместо которых вполне сошли бы позднеримские.
Кузмин, Михаил. Повесть об Елевсиппе. Флор и разбойник. Тень Филлиды. Пример ближним. Два чуда, М.: Директ-Медиа, 2006. 1594 с.
 
Писатель и поэт-акмеист (1872-1936), одна из ключевых фигур Серебряного века. Обращался к раннехристианским легендам в русле своего увлечения «александрийством». Вехи жизненного пути героя "Повести об Елевсиппе" часто отмечены числами три и четыре. Так, в возрасте пятнадцати лет Елевсипп встречает девушку, в которую влюбляется и которую через какое-то время называет своей невестой. Девушку зовут Лимнантис. Позже герой едет в Афины, куда его посылает отец для получения образования, и вступает в любовные отношения с сыном хозяина дома, в котором он живет. Юноша Хризипп посвящает Елевсиппу стихотворение - признание в любви. По прошествии долгого времени герой, пройдя через множество испытаний и при-ключений, встречает в публичном доме девушку Манто и узнает, что она - та, маленькая девочка, которую он когда-то приютил после гибели ее родителей и обратил в христианство. Влюбившись, он решает забрать ее из публичного дома и жениться на ней. Сделав это, он "открыл красильню пурпуром, купил дом с садом, рабов, и Манто, освобожденная от необходимости продавать свою любовь, с гордостью и старанием занялась устройством нового хозяйства". Позже выясняется, что девушка стремится вернуться к своей прежней жизни, и она покидает героя.
Франс, Анатоль. Таис. Амикус и Целестин. Схоластика. Св. Евфросинья. Легенда о свв. Оливерии и Либеретте, М.: Худ. лит., 1988
 
Крупный французский писатель А. Франс (1844-1924). Лауреат Нобелев-ской премии. Создал ряд произведений из времен раннего христианства. Роман «Таис» («Thaïs», 1890) — история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой — написана в характерном для Франса духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия. В «Таис» Франс размышляет над относительностью всякого знания и любой духовной позиции. Беря в качестве исходного традиционный житийный сюжет (превращение грешника в праведника), Франс дает его зеркальное преломление. История обращения куртизанки Таис в христианство сменяется рассказом о прозрении аскета и фанатика христианской веры Пафнутия после смерти Таис, которую, как оказалось, он страстно любил, т.е. Пафнутий в своем духовном развитии проделывает путь, противоположный тому, который прошла Таис. Он из праведника превращается в грешника, отвергающего христианскую догму и утверждающего ценность земной жизни и её радостей. Сопоставляя два мироощущения (христианство и язычество), Франс не отдает предпочтения ни одному из них. Основная мысль романа - всякая истина относительна, а любая нетерпимость предосудительна. «Я посоветовал сомневаться. По-моему, нет ничего лучше философского сомнения», - писал Франс о своем романе.
В «Таис» традиции философской прозы XVIII в. соединяются с необычайной пластичностью и живописностью парнасского образа, с импрессио-нистичностью описаний, с использованием символа.
Видал, Гор. Юлиан, СПб.: Академический проект, 1994. 584 с.
 
Известный американский исторический романист родился 3 октября 1925 г. в Вест-Пойнте (шт. Нью-Йорк). Его отец возглавлял департамент коммерческих авиаперевозок при президенте Ф.Д. Рузвельте. Учился в университетах Новой Англии. Во Вторую мировую войну служил в транспортных конвоях на Беринговом море. В произведении 1964 г. рассказывает о трагической фигуре императора Юлиана Отступника – последнего защитника ан-тичной культуры и религии. Роман написан в форме дневника эксцентричного Юлиана и комментариев к нему в виде заметок на полях или писем двух современников героя; читателю предложены едкие замечания, шаловливые эскапады, полупристойные шутки, пересуды и сплетни, сообщения о здоровье обоих комментаторов, об их успехах на деловом поприще и на ложе любви. Сочетание занимательных вставок с безукоризненной точностью исторической картины обеспечило роману читательский успех.
Во, Ивлин. Елена, М.: Текст, 2003. 254 с.
 
Роман крупного британского писателя (1903-1966) о матери императора Константина. Интерес у писателя к Елене возник изначально из-за происхождения будущей императрицы – она родилась, по одной из версий, в Британии (умерла в 328 г.). Главное дело ее жизни – обустройство культа святых мест в Палестине и открытие св. Креста. Роман вполне добротно реконструирует исторический фон.
Слотер, Фрэнк. Чудо пылающего Креста, М.: Армада, 1996. 472 с.
 
Писатель из США (1908-1979) в 1960 г. опубликовал роман об императоре Константине Великом и о принятии им христианства, что стало истори-ческим переворотом в судьбах человечества. Автор попытался представить все основные эпизоды из биографии Константина. Особое внимание уделено семейной драме императора – делу Криспа, Фаусты и Лициниана. Важно, что перевод в целом грамотный в отношении имен персонажей.
Павич, Милорад. Шляпа из рыбьей чешуи, Иностранная литература. 1997. № 1. С. 195-212. Пер. с серб.
 
"Повесть о любви" (1996) известного югославского (сербского) автора (весьма по-пулярного в России за эксперименты со стилем и словом) погружает читателя в причудливый мир конца III века на Балканах, где перемешались римляне и варвары, язычники и христиане, боги и люди. В причудливой амальгаме творится неповторимая атмосфера истории, становящейся мифом.
Иванов В.Д. Русь изначальная, М.: Худ. лит., 1990 (и др. изд.)
 
Автор: Александр Пчелинов-Образумов

«Русь изначальная» во многом является уникальным литературным произведением, это первое не только в русской, но в мировой литературе, посвя-щённое эпохе VI века новой эры. Валентин Дмитриевич Иванов выступает не только как писатель, но и как исследователь-историк. В романе чётко прослеживаются две сюжетные линии, которые противопоставляются друг другу: история приднепровских славян (и в особенности племени россичей) и Византии времён императора Юстиниана. Основная идея произведения: старому, обречённому миру, т.е. рабовладельческой Византии в лице Юстиниана, ведущей постоянные войны и ревностно защищающей старые порядки, её попыткам восстановить любой ценой Римскую империю, противопоставлен новый, фор-мирующийся мир – восточное славянство. В среде славян, переживающих период распада родового строя, идёт большая созидательная работа: консолидируются разрозненные племена для отражения кочевников, выделяются первые князья, формируется постоянное войско. В византийской части сюжета центральное место занимает император Юстиниан и его окружение. Сам образ Юстиниана представлен в зловещем свете. Он показан как злобный, честолюбивый и кровавый тиран. В не менее неприглядном свете предстаёт его супру-га Феодора – коварная, жестокая и развратная женщина. Как антипод тиранам показан придворный историк Прокопий Кесарийский, трезво оценивающий существующую реальность и тайно сохраняющий всю правду для потомков (автор имеет в виду так называемую «Тайную историю»). Ужасна жизнь в империи: она «набита шпионами базилевса, доносчиками городских префектов, ищейками палатийского префекта и других сановников. Не следовало рассуждать о чём-либо, не касавшемся личных дел собеседников» . Народ давит налоговый пресс, при дворе идёт постоянная борьба за власть. Критический относится автор и к церкви, раболепно обслуживающей очередного деспота на престоле. На мой взгляд, автор несколько сгущает краски; безусловно, Проко-пий Кесарийский – выдающийся историк своего времени, но следует учитывать его субъективный взгляд в оценке событий.
Совсем иной славянский мир: в центре этой линии сюжета находится племя россичей, живущее на границе со степью. Ярко выведена в романе борьба с кочевниками – хазарами. Но здесь автор допускает ошибку, изображая хазар верующими иудаистами, принятие этой религии произошло позже и лишь на верхушечном уровне. Главными героями здесь выступают простой воин Ратибор и талантливый полководец – воевода Всеслав. Автор, по моему мнению, идеализирует россичей: «Недостойно россича взять чужое, нельзя поднять потерянную или забытую кем-то вещь. Бесчестно позавидовать силе, ловкости или уменью другого» . Вызывает сомнение и существование примитивной письменности, хотя академик Б.А. Рыбаков не исключал наличия значков для фиксирования информации. Последней фазой сюжета является столкновение славян и византийцев, заканчивающееся полной победой славян – представителей нового мира.
Особое место занимают истории Малха и Индульфа. Малх – грек, сбежавший из Византии к славянам и нашедший там новую родину – противопос-тавление жизни в Византии и у славян. Индульф – славянин, отправившийся в Византию в поисках богатства и счастья, разочаровывается в своих мечтах и в конце возвращается к сородичам, где снова обретает покой.
В целом, книга очень познавательна и увлекательна, и будет интересна широкому кругу читателей.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.