«LIBERE - VIVERE» (Клуб любителей художественно-исторической литературы)


Страницы: 1
Ответить
Иван Ефремов. Эллинский секрет, Автор - Светлана Бабаян
 
Я хотела бы познакомить вас с рассказом замечательного писателя Ивана Ефремова «Эллинский секрет». Данный рассказ - второе литературное произведение, написанное в 1942 году в серии «Рассказов о необыкновенном». В его основе лежала идея «генной» памяти, которая производила мистическое впечатление. Далее эта идея преобразовывалась и была окончательно сформулирована в романе «Лезвием бритвы». Иван Антонович Ефремов родился 9 апреля 1908 года (5 октября 1972 года) — русский советский писатель - фантаст, учёный - палеонтолог, социальный мыслитель. «Эллинский секрет» был написан во время войны, все созданные серии рассказов сочетали в себе научную фантастику и приключения.
Главными героями являются профессор Израиль Абрамович Файнциммер и лейтенант Виктор Филиппович Леонтьев. Повествование начинается с благодарности профессора гостям, которые в трудные времена не забыли его поздравить с юбилеем. После Файнциммер начинает рассказывать необычайный случай из жизни. Он занимается исследованием человеческого мозга и работы психики. Его основным направлением была психофизиология мозга. Изучал процессы памяти, выяснял ее природу. И, как любой ученый, в тайне мечтает сделать открытие в области науки.
Суть его открытия заключалась в нахождении фактов, доказывающих передачу отпечатков памяти по наследству, из поколения в поколение. Вся его работа была направлена на поиск опытом доказанных фактов.
И вот к нему обращается лейтенант Леонтьев, прошедший войну и получивший ранение в руку. Леонтьев — скульптор, и больше всего в своей жизни он желает запечатлеть в слоновой кости облик своей возлюбленной, но разные видения и галлюцинации о Древней Элладе пугают его.
Что это? Опыт его предков? Наследие старины? Он не знает. Для профессора Файнциммера же это шанс доказать существование памяти, что передаётся из поколения в поколение.
Постоянные образы в голове Леонтьева, которые выстраивались как картинки, появлялись отрывками, моментами. Каждое следующее видение продолжало предыдущее. И тогда у профессора возникла идея, что они могут быть каким-то образом связаны между собой, иметь что-то общее. Действительно, каждое следующее видение продолжало предыдущее, дополняло его. Файнциммера волновал вопрос, связанный с родословной лейтенанта, с его предками. Поговорив об этом с Леонтьевым и узнав, что родители его деда были с Кипра, после чего переселились в Грецию, а потом уже в Россию, Крым его предположение оказалось верным. Задача была ясна, и теперь необходимо было лишь усилить проявления памяти поколений до какого-то предела, значимого для самого Леонтьева. Теперь стало ясно, что и идея создать статую возникла именно у него - неслучайна. Оставалось лишь ждать... и вот через пару дней Леонтьев сообщил о том, что он наконец-то смог войти в тот дворец, то здание, которое постоянно видел. Внутри были статуи, сосуды, столики. Это и была мастерская скульпторов. Спустя 2 дня он вновь позвонил профессору и сказал, что его странствия по древнему миру кончились. Встретившись, Леонтьев показал профессору большой лист бумаги, покрытый непонятными знаками. Их он увидел в своем новом видении: лежала квадратная плита из гладкой меди, покрытая знаками, а рядом - кинжал и стеклянная чаша. Профессор, еще раз уточнив, что это именно Эллада, решил отправиться к ученому, эллинисту. Мастер принялся смотреть материал, и сделал вывод, что этот отрывок написан наиболее древним для Эллады способом. Ему удалось сразу перевести название: Скульптур по слоновой кости. Тогда эллинист рассказал, что в древней Элладе художники знали секрет делать слоновую кость мягкой и благодаря этому лепили совершенные произведения, но этот секрет был безвозвратно утрачен… Содержание отрывка: химический рецепт этого средства. Получается, что художник вспомнил этот утраченный рецепт через десятки поколений. Ученый был удивлен, услышав всю историю Леонтьева.
После профессор рассказал все своему пациенту и было ясно, что огромное желание создать статую Ирины, воля и напряжение всех сил помогли ему вызвать из области подсознательного картины древней зрительной памяти. Художник был счастлив, так как он сможет теперь осуществить свою мечту.
Спустя некоторое время Леонтьев вместе с Ириной пришли к профессору. Он рассказал, что его статуя уже готова, и он посвятил ее науке.
Видимо, это первое произведение Ефремова, в котором он обращается к столь важной в его творчестве теме античности. Формально главная фантастическая идея произведения, на которой и построен сюжет, – это гипотеза о так называемой памяти поколений.
Однако можно выделить еще один вопрос, который встаёт перед многими, кто соприкасается с античным искусством, конкретнее – с древнегреческой скульптурой: возможно ли в современном мире возрождение искусства того высочайшего эстетического уровня, который был характерен для античности? И более широко: возможна ли – в будущем человечества – реализация тех высоких представлений о физической и духовной красоте человека, которые воплощены в лучших образцах классической античной скульптуры?
В своём рассказе Ефремов фактически допускает возможность хотя бы частичного приближения к этой цели.
Обратимся к истории: как я уже говорила, рассказ был написан в годы войны. У писателя было естественное стремление сказать — несмотря ни на что, мы победим, мы отстроим наш мир, мы будем творить! Все беды уйдут, останется только прекрасное! И все будет хорошо, потому что за нами — наши предки, которые помогут нам, дадут силы, подскажут, как решить проблемы.
Описываемые события можно понимать, в частности, как глубокую веру в победу, недаром герой-скульптор является боевым офицером, находящимся в тылу по причине серьёзного ранения.
Несмотря на свою фантастичность, данная история подаётся автором как реальный случай, который просто произошёл. И рассказывается всё, как было. И никаких ненужных подробностей, всё обыкновенно и достоверно — очевидец рассказывает об увиденном.
Таким образом, И.А. Ефремов отметил глубочайшую взаимосвязь жизненных обстоятельств: "И в человеческом существовании незаметные совпадения, давно наметившиеся сцепления обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или иные случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь... Если проследить всю цепь, а затем распутать начальные ее нити, можно прийти к некоему отправному моменту, послужившему как бы спусковым крючком или замыкающей кнопкой".
Такой логической цепью и была жизнь этого удивительного человека, созданная его собственной волей. А его "кнопкой" были тяга к знаниям и неистребимый интерес к новому, неизвестному, воспитанные книгами в детстве и юности.
Он прожил всего 65 лет, но сумел за это короткое время прожить десятки ярких, насыщенных жизней и осуществил мечту детства - проник в неведомое, объял мыслью время и весь мир! Таким он навсегда и останется в памяти людей. Иван Антонович Ефремов - Человек, проложивший дорогу через прошлое к будущему.
Страницы: 1
Ответить
Читают тему (гостей: 1)
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.