«LIBERE - VIVERE» (Клуб любителей художественно-исторической литературы)


Страницы: 1
Ответить
"Тезей" Мэри Рено
 
Автор: Наталья Третьякова.
Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 231-233.

Мэри Рено - английская писательница, оставившая после себя целую серию исторических романов о временах классической античности, родилась 4 сентября 1905 г. и большую часть жизни прожившая в Южной Африке.
Она стала автором художественных романов о Тезее, Сократе, Пла-тоне, Александре Македонском. Ей удалось скрупулёзно воссоздать атмосферу античного мира, несмотря на отсутствие формального исторического образования. Историческая достоверность её произведений нередко критикуется, впрочем, Рено никогда не скрывала, что достраивала повествование, опираясь на своё воображение. В конце своих книг она проводила черту между тем, что основано на исторических источниках, и тем, что основывалось лишь на домыслах автора.
Под общим названием «Тезей» Мэри Рено объединила две книги: «Царь должен умереть» и «Бык из моря», которые представляют собой ре-конструкцию древнегреческого мифа о Тезее. В книге идет речь о событиях, происходивших еще в микенское время. После открытий, сделанных на Крите и в Греции в 50-х годах прошлого столетия, можно смело предположить и сделать вывод, что Тезей – не вовсе сказочный герой, а вполне реальный человек, живший в то время. Он был небольшого росточка, но не-обыкновенной силы, очень быстрый, храбрый, можно сказать гордый, в высшей степени сексуальный с пронзительными голубыми глазами и золотыми волосами. Однако, когда Кимон раскопал на Скиросе кости воина бронзового века, они были определены как останки Тезея, причем на основании одного лишь гигантского размера, хотя миф нам повествует обратное.
Конечно, некоторые описываемые в романе события не могли иметь место в тогдашней Греции. Например, Рено четко дает понять, что Криту были подвластны все острова, и даже сами Афины, но археологически такое морское владычество не подтверждается. Более того, автор показывает, что Афины платили дань Криту юношами и девушками, которые участвовали в бычьей пляске. Но…бычья пляска была вовсе не данью, а жертвоприноше-нием, и люди туда шли добровольно, причем они были из высших слоев. Именно таким жертвоприношением они защищались от стихийных бедствий, которых очень боялись. Археологи единодушны в том, что Кносский дворец горел, был разграблен и разрушен землетрясением, неясно только, происходило это одновременно или нет. Был обнаружен тронный зал, в ко-тором сохранились свидетельства о том, что церемония помазания была прервана. Рено в романе нам говорит о том, что Тезей убил Минотавра в процессе помазания.
Есть и еще один факт несоответствия. Книга построена на предположении, что в Микенской Греции существовали две формы власти и два этноса: пеласги и минойцы, которые поклонялись Матери-Земле, их царь был подчиненной фигурой и в конце каждого цикла земледельческих работ его приносили в жертву. Однако история описывает нам Микенскую цивилизацию, в которой общество составляло два слоя: элиту и простых людей, при-чем верхи и низы общества были очень разделены. По сути, не было культа власти и государства.
Но хотелось бы сказать, что Рено в своем романе красной нитью про-вела связь людей и богов. Как уже говорилось, религия у греков всегда была на первом месте. По всему роману подчеркивается защита и милость Посей-дона. В мифе сказано, что Посейдон был отцом Тезея, но автор предпочла рассказать в своем романе не о герое, у которого отец – бог, а о простом юноше, у которого мать была жрицей. Вполне вероятен сам факт существования царя Эгея (по роману - отец Тезея), который бросился со скалы в море, поэтому и море называется Эгейским, после чего Тезей стал царем Афин. Во время своего правления он объединил Аттику. Каждый год были хорошие урожаи, пираты не нападали на страну, хотя морской разбой процветал в то время.
Нельзя не сказать об Ипполите, которую автор описывает как амазонку. Думаю, нет причин сомневаться в том, что существовало племя женщин, которые после истребления всех своих мужчин предпочли создать свою собственную боевую общину, но Рено описала их как воинственных жриц Артемиды. Тезей увел Ипполиту с собой в Аттику. В отместку ее народ напал на эту страну, но Ипполита сражалась на стороне Тезея и была убита. Перед тем она родила сына Тезею - Ипполита.
После ее смерти Тезей послал на Крит за младшей дочерью Миноса - Федрой и женился на ней. Федру поразила страсть к Ипполиту, она послала к нему свою няньку, но получила отказ, после чего повесилась, оставив за-писку, в которой говорилось о том, что Ипполит ее изнасиловал. Тезей проклял своего сына проклятием, имевшим силу Посейдона. Когда Ипполит гнал свою колесницу, бог послал громадную волну, которая несла на гребне огромного быка. Тезей видел смерть сына, но царь слишком поздно узнал правду.
После этого Рено повествует о том, что Тезей чаще уходил грабить го-рода вместе со своим другом Пирифоем, и в один из таких походов его парализовало. После этого он провел 4 года в Эпидавре, а когда вернулся в Афины, он застал их в смуте и беззаконии. Тезей отплыл на Крит, по дороге остановился на Скиросе, где и настигла его смерть. Он упал со скалы в море. Здесь впечатляет схожесть его смерти со смертью отца.
Сама по себе книга произвела огромное впечатление, хотя там и много противоречий с реальной историей. Книга читается очень легко и как будто переносит в микенское время, в котором ты сам, со стороны, наблюдаешь происходящие события.
Страницы: 1
Ответить
Читают тему (гостей: 1)
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.