«LIBERE - VIVERE» (Клуб любителей художественно-исторической литературы)


Страницы: 1
Ответить
Роман Светлов. Наемник
 
Автор: Михаил Дорохов.
Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 233-235

«Пастырь? – улыбнулся пастух своим мыслям.
– Может быть. Века поменялись.
Если раньше нужны были Герои,
то сейчас, наверное, Пастыри.»
Р.В. Светлов «Прорицатель».

«Прорицатель» - роман о переходе античного мира в новую эпоху - эллинизма. Среди немногочисленных романов о греческих наемниках достойное место занимает роман Романа Викторовича Светлова «Прорицатель».
Р.В. Светлов - российский философ, писатель, директор Издательства Санкт-Петербургского университета, доктор философских наук, профессор СПбГУ. Автор более 70-ти научных работ, в том числе монографий «Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика» и «Гнозис и экзегетика», а также автор ряда исторических романов и повестей. Основатель и руководитель Санкт-Петербургского Платоновского философского общества. Главный редактор журнала «Вестник Русского Христианского гуманитарного института».
Особенностью романа, которая обуславливает его уникальность, является соединение двух аспектов жизни героя – его внутреннего, духовного мира и религиозных представлений, с миром повседневной службы и быта греческого наемника в самом начале эллинистического периода. Калхас - главное действующее лицо романа - аркадийский пастух, у которого есть дар прорицания - во сне он видит символические картины на определенные моменты своей жизни или события, в которых он примет участие. Он отправляется вместе с командиром наемников на службу к Эвмену – одному из знаменитых военачальников Александра Македонского, старавшегося сохранить его наследие и добиться власти над Азией. В процессе всего странствования Калхас встречает свою любовь, и судьба впоследствии до-ставит им довольно много невзгод. Полководца Эвмена предают, после чего начинается долгое возвращение Калхаса домой.
Религиозная тематика представлена видениями, носящими характер представления картин жизни животных, изредка переходящих в антропоморфные фигуры, неслучаен и выбор автором бога-наставника - это Гермес, бог странствий дороги, поиска и пастухов. Дело в том, что в романе существует четкое разграничение небольшой жизни пастуха: 25 лет пастушей жизни в Аркадии и несколько лет, прожитых в походах по Азии. Количество знаний и информации здесь и там невообразимо различается, и это одна из особенностей наемничества в данный период времени. Наемники как бы «умирали» для своих родных мест и людей и начинали короткую, но очень насыщенную иную жизнь. Такие люди как Калхас, т.е. люди, находящиеся большей частью во внутреннем мире и одновременно способные видеть все вокруг не только с бытовой точки зрения очень, остро чувствуют этот пере-ход.
К слову, сам автор о своей книге говорил, что она «и об истории. и о нас одновременно». В романе мы можем найти отражение своих переживаний, и ситуации, актуальные и сейчас, а реакция людей в таких случаях не меняется в течение тысячелетий. Это и проблема расширения мировоззрения, скачкообразного развития и возрастного совершенствования, тема любви и семьи и т.д.
Быт наемников представлен описанием их жизни на местах расквартирования отрядов, их обычаев, традиций и внутренней негласной иерархии. Не случайно автор повествует о двух отрядах наемников - молодых аркадянах и старой гвардии аргираспидов - «среброщитых», сражавшихся еще в рядах армии Александра. Традиции, менталитет и самосознание их разительно отличаются и дают нам заглянуть в их мир с разных сторон. В произведении есть описания тактики, обмундирования, хода передвижения и известных сражений наемников. Все это, несомненно, несет много ценной ин-формации по истории реконструкторского типа.
В романе три ключевых момента, о первом – проблеме расширения миропознания для человека античности, частично уже было сказано.
И, наконец, следующие две проблемы - это вопрос предательства и степени состояния моральных качеств наемников, и тема появления «сильной личности», так присущей эллинистическому периоду. Первый вопрос лежит на поверхности, ибо опять же прослеживается четкое разделение ветеранов наемников от аркадян и отрядов, преданных лично Эвмену. Наемные аргираспиды, признающие как ценность только деньги и власть, предают его и отдают в руки врага. Это типичное поведение наемников того времени, так как подчиняются они только непосредственно своим командующим, а не напрямую Эвмену. Друзья и люди Эвмена остаются ему верны, и здесь необходимо сказать, что и положение, и их быт отличаются от основной массы типичных наемников.
Тема «сильной личности» всегда остро вставала на рубеже эпох, когда в огромном потоке событий людям необходим ориентир в виде сильного харизматичного лидера. Недаром Калхаса в самых последних строках называют Пастырем, ибо он один из людей своей новой эпохи.
Роман дает большую пищу для размышлений в отношении внутреннего мира человека и его возможностей, нравственного становления личности, путях её совершенствования. В то же время автор смог ненавязчиво описать основные моменты из жизни наемников, что является немаловажным аспектом так как такие отряды - неизменные участники практически всех сражений того периода.
В целом, роман очень интересен и доступен для очень широкого круга читателей, как любителей чисто художественной, так и исторически специализированной литературы.
Страницы: 1
Ответить
Читают тему (гостей: 1)
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.