«LIBERE - VIVERE» (Клуб любителей художественно-исторической литературы)


Страницы: 1
Ответить
Линевский А. Листы каменной книги., Петрозаводск: Карелия, 1965
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 203-204.

****** (!!!) Хорошие иллюстрации! (Или любое другое издание, повесть часто переиздавали).
Неолит Крайнего Севера. Автор книги - профессиональный учёный, всю жизнь посвятивший изучению петроглифов Карелии. На основе тщательного их изучения и написана эта повесть. Поэтому она сочетает в себе научную достоверность, увлекательность изложения и прекрасный литературный стиль. Это если и не самая лучшая, то одна из самых лучших художественных книг о первобытности.
Обряд инициации. Трусливого юношу, не выдержавшего испытания, вышвырнули из лагеря охотников. «- Твоё место среди женщин и детей! - Гневно прокричал Главный охотник. - Лепи с ними горшки, пока не научишься терпеть боль, как настоящий мужчина!». Выдержавших испытание мужчины торжественно вывели под руки из лагеря - совсем окровавленных, но ни один из них, ни разу не вскрикнул во время болезненных обрядов. Суровая необходимость - роду нужны добытчики и защитники, сильные и выносливые.
Обычный весенний голод в стойбище. Льок, шустрый и сообразительный подросток, мечтает стать охотником. Но он, седьмой сын женщины, рожавшей только сыновей, обычаем обречён на то, чтобы быть шаманом. От него ждут, чтобы он прогнал голод, иначе - его самого принесут в жертву духам.
Переселившись в землянку своего погибшего предшественника-шамана, юноша пытается постичь искусство общения с духами - учить его некому. Постепенно, благодаря своей сообразительности, он самостоятельно начинает понимать «технологию» шаманства. Начинает внедрять всякие новшества - редкий пример не шамана-ретрограда, обычного для художественной литературы, а напротив. Осознав свою силу, Льок начинает вести себя довольно независимо, но тем самым, и своими новшествами, навлекает на себя гнев Главного Охотника и Старшей Колдуньи рода. Только случай да собственная осмотрительность помогают ему избегать ловушек, подстраиваемых ему его врагами.
Спасая от неминуемой смерти друга, молодой шаман вынужден был обмануть сородичей. Случайно обман раскрылся, а за такие вещи род карал жестоко - не только сам Льок, но и все его братья должны были умереть. Он - за обман, братья - за то, что они дети женщины, давшей жизнь обманщику рода. Чтобы не допустить этого, юноша с одним из братьев бежит из родного стойбища. Его исчезновение не снимает с него вину, но не позволяет сородичам убить его братьев.
Льок и Бэй, пройдя своеобразный обряд усыновления, становятся приёмышами дальнего приморского рода. Здесь они научились многому новому и полезному, поскольку соседи оказались более развитыми, нежели их сородичи. Да и сами юноши стали полезными не только своему приёмному отцу, заменив ему погибшего сына, но и всему роду. Охота; едва не разразившаяся война с соседями из-за нарушения родовых границ - нельзя брать ничего с земли соседей, взял чужое - верни; праздник обмена невестами между родами. И кульминация повести - нападение на стойбище дружины норманнов, вооружённых бронзовыми мечами.
Копьё с каменным наконечником - плохое оружие против меча. Род Лося победил желтоволосых разбойников, ни один из них не ушёл живым. Но победители потеряли слишком много мужчин, а слабых не уважают, роду будет трудно. Льок и Бэй возвращаются в своё родное стойбище, чтобы убедить свой род переселиться к морю, соединить свою силу с силой сыновей Лося. Как встретят беглецов их сородичи?
Единственный недостаток книги - автор не дал ответа на этот вопрос, закончив повествование на этом месте.
Страницы: 1
Ответить
Читают тему (гостей: 1)
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.