«LIBERE - VIVERE» (Клуб любителей художественно-исторической литературы)


Страницы: 1
Ответить
Маутнер Ф. Ипатия, Харьков: Паритет, 1994
 
Автор: Алла Котина


Одной из самых сложных, переломных, кровавых и интереснейших эпох является начало нашей эры, ознаменованное принятием христианства и его распространением. Именно в то время разворачивается действие романа Фрица Маутнера «Ипатия». Сюжет основан на реальном историческом событии марта 415 г. н.э., когда в великопостный день толпа христианских фанатиков вытащила Ипатию – прекрасную женщину-философа, представительницу школы неоплатонизма, блестящего ученого своего времени из ее экипажа, заволокла в церковь, и там совершила своего рода жертвоприношение, содрав с прекрасной, но ненавистной представительницы язычества острыми устричными ракушками все мясо, до костей, и бросив останки в пламя. Эта ужасная трагедия превратила жизнь Ипатии в легенду. Ее светлый образ и трагический конец ее жизни являют уникальный материал для контрастных художественных произведений, а обрывочность сведений о жизни героини открывает широкий творческий простор для писателей.
Казнь Ипатии всегда была серьезным аргументом против деспотизма христиан-ской церкви, ее кровавых методов в определенный период развития. Официальной церкви пришлось тщательно выгораживать епископа Кирилла, который был вдохновителем рас-правы над Ипатией. Историк поздней Римской империи Эдвард Гиббон замечает по этому поводу: «Убийство Ипатии наложило неизгладимое пятно на характер и религию Кирилла Александрийского».
Произведение Маутнера написано в самом конце XIX века. Отличительной особенностью «Ипатии» при прочтении сразу же можно назвать резкую направленность против официальной церковности. Служители церкви представлены здесь подлыми, коварными, беспринципными властолюбцами. Таким образом, в этом отношении, произведение имеет некоторую тенденциозность. Для многих писателей образ Ипатии – это символ по-гибающей эллинской культуры. Она была истинной эллинкой, язычницей, ученым, фило-софом. Жизнь героини представлена в произведении живо и интересно. С раннего детства она проявила незаурядные способности к различным наукам, была любознательной, много читала, помогала своему отцу – математику Теону. Ее окружало огромное количество поклонников, но, никому из них она не отдала себя полностью. Лишь один, гот Вольф, пробудил в Ипатии ответное чувство, но он был христианином, и, следовательно, противником мировоззрения красавицы-философа. Девушка была крестницей императора Юлиана Отступника, и пронесла его идеи через всю свою жизнь. Небывалым успехом своих лекций в Академии по различным предметам, и в частности, критикой официального церков-ного христианства, Ипатия вызвала серьезное недовольство епископа, который через своих агентов, подогревая настроения черни, в итоге уничтожил ее. У прекрасного профессора было немало сторонников среди тех, которые были недовольны деятельностью церков-ников и их злоупотреблениями. Именно эти люди, в числе которых был и наместник Египта, защищали Ипатию до конца, некоторые погибли вместе с ней.
Невероятным по силе изображения является часть романа, повествующая о жизни отшельников-фанатиков. Один из служителей епископа Кирилла отправляется в места их обитания, с целью обратить их безумный гнев против Ипатии – ведьмы и исчадия ада, ко-торая околдовывает молодежь своими словами и внешностью. Автор подробно описывает жизнь отшельников, ужасные подробности их «борьбы с дьяволом». После соответст-вующей обработки старейшин, отшельники ринулись в Александрию. К ним присоединились местные фанатики-христиане, и эта дикая толпа растерзала ненавистную Ипатию.
Произведение насыщено экспрессией, яркими, эмоциональными моментами. То сильнейшее впечатление, которое оно производит, будет вызывать живой интерес еще ни у одного поколения читателей.
 
В романе Ф. Маутнера "Ипатия" очень реалистично показано, во что вырождается официальная христианская церковь - истинные христиане ( те, что живут у подножия гор)рассматриваются как еретики, искажающие учение, в то время как монахи, погрязшие во всевозможных грехах, не осуждаются церковным чиновником; очень сильное впечатление оставляет описание жизни анахоретов, которых посещает посланник архиепископа Гиеракс - люди просто сходят с ума, и ведут животный образ жизни, но за это их как раз и почитают святыми, хотя иные готовы убить друг друга за привозимый хлеб! Роман очень захватывающий и интересный, но на момент убийства Ипатии около 55 лет, и 4 главных героя романа тоже не такие молодые, как они показаны: они впервые появляются в романе при разрушении храма Сераписа - в 391 г., то есть, им тоже около 40 лет, поэтому романтическая линия о любви кажется немного неуместной.
Страницы: 1
Ответить
Читают тему (гостей: 1)
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.