«LIBERE - VIVERE» (Клуб любителей художественно-исторической литературы)


Страницы: 1
Ответить
Ефремов И.А. Таис Афинская, М.: Худ. лит., 1992 (и мн. др. изд.)
 
Автор: Алла Котина

Исторический роман «Таис Афинская» одного из выдающихся писателей второй половины двадцатого века Ивана Ефремова по праву можно назвать одним из лучших произведений, посвященных образу женщины в Древнем мире. Сюжет основан на широко известном историческом эпизоде – сожжении Персеполя знаменитой афинской гетерой, участвовавшей в походе Александра Великого. Данный эпизод долгое время отрицался историками, но в современных исследованиях Таис отводится надлежащее ей место. За-малчивание исследователями роли Таис Афинской, по мнению автора романа, объясняется тем, что ханжеская «мораль» не позволяла придавать столь большое значение «жрице любви». И. Ефремов представляет иное толкование слова «гетера», и, описывая жизненный путь Таис, доказывает важную роль, которую играли гетеры в жизни общества V–III вв. до н.э.
Выбор эпохи Александра Македонского не случаен. Автор объясняет его тем, что под влиянием этой выдающейся личности происходит своеобразный перелом во взглядах, мировоззрении, религии. Большинство художественных произведений, написанных об этом историческом периоде, центральной фигурой повествования избирают именно Александра. Роман Ефремова в данном отношении примечателен тем, что великий император фигурирует в нем как второстепенный персонаж: все внимание автора сосредоточено на личности Таис. Сюжетная нить – жизненный путь гетеры Таис, ее становление как лично-сти, поиски смысла жизни, религии, истины. В рассматриваемую эпоху происходили большие религиозные кризисы. Религия олимпийцев устаревала, женские божества стали сменяться мужскими. Серьезное влияние на духовную жизнь общества оказывала индий-ская религиозно-философская мысль, которая привела к развитию тайных вероучений. Эти процессы замечательно проиллюстрированы в романе. Таис, понимая бессилие официальной религии, пытается найти ответы на интересующие вопросы в тайных верованиях. Для этого она много путешествует, посещает храмы, попадая подчас в смертельно опасные ситуации. Наиболее ярким эпизодом в этой связи можно отметить случай в еги-петском храме, когда героиня пренебрежительно отозвалась о звероподобных богах египтян, удивившись, как цивилизованный человек может поклоняться подобным чудовищам. В ответ на это, местные жрецы похищают ее и приносят в жертву божеству Себеку – нильскому крокодилу. Таис чудом оказывается спасена, но в дальнейшем ей еще не раз приходится бывать в опасных ситуациях. Эмоциональный накал и живое, яркое повествование Ефремова полностью поглощают внимание читателя, в повествовании нет ни одного скучного или слишком затянутого эпизода. Интереснейшим образом в произведении показаны древнейшие религиозные культы – остатки матриархата, связанные с великой женской богиней. Поэтому главное действующее лицо – женщина, допущенная к обрядам женских божеств, и, разумеется, достаточно образованная, чтобы, не страдая узким религиозным фанатизмом понимать происходящее. В эпоху Александра такой женщиной могла быть только гетера высшего класса. Афинские гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Само слово «гетера» означает «подруга».
Автор уделяет огромное внимание искусству античности, показывая насколько важную роль оно играло для человека того периода.
Информация исторических источников отражена в романе полностью. Художественный вымысел не искажает ее, а скорее даже наоборот, подчеркивает и иллюстрирует. Произведение может быть интересным для широкого круга читателей и, особенно, для начинающих историков. Его ценность, на наш взгляд, состоит не только в том, что оно раскрывает личность женщины определенного исторического периода, что бесспорно, весьма актуально и для нашего времени, но и способствует формированию правильного взгляда на античную цивилизацию в целом.
 
И.А.Ефремов умер 5 октября 1972 года, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа — «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой.
Женщина в работах Ефремова всегда занимает основное место, она является носительницей знаний не доступных большинству. Танец для Ефремова - тайный язык гармонии, которым Таис владела в совершенстве. Примечательно, что, именно благодаря танцу, Таис смогла просить Александра о таком дорогом и важном для себя подарке: сожжении и разрушении Персеполя :cry:
Страницы: 1
Ответить
Читают тему (гостей: 1)
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.