Автор книги, которую я прочитала, Колин Маккалоу проживает в Австралии и является нашим современником. Многие знают ее произведение «Поющие в терновнике», и тем более восхищаются фильмом, созданным по этой книге.
Но я представлю ее другую, не менее насыщенную, великолепную книгу из цикла «Владыки Рима» - это Женщины Цезаря, которая была написана в 1996 –относительно недавно и уже покорила многие сердца интересующиеся античной литературой.
Для начала, хочется сказать, что эту книгу очень удобно читать. Маккалоу предусмотрела неудобства, которые могут возникнуть у читателя, и поместила в свою книгу всевозможные карты, изображения бюстов героев, словарь латинских слов и глоссарий. Читать такое произведение становится не только очень интересно, но и приятно, есть ощущение, что автор позаботился о том, чтобы было комфортно.
Если открыть не начало книги, а прочитать послесловие, то можно узнать о том, какую сложную работу провела Маккалоу, прежде чем писать книгу. И меня поразило то, как Маккалоу внимательно отнеслась к читателю в плане достоверности информации. Она не только допускала возможность неточностей (что вероятно в написании исторического романа), но и указывала на собственные, специально сделанные ею ошибки с объяснениями. Бесспорно, это подкупает. Ради сохранения логики изложения ею были допущены некоторые незначительные неточности в описаниях и хронологии, например такие, как диалог между Цицероном и Клодием во время сопровождения ими кандидатов на курульных выборах.
Есть люди, которые очень не любят, когда романизируют историю. Однако как способ исторического исследования роман может быть полезен – при условии, что автор тщательно ознакомился с реалиями того периода, о котором он пишет. Тринадцать лет до начала написания первой книги цикла – «Первый Человек в Риме» – и до сих пор, Маккалоу вела и ведет исследования в одном и том же направлении, перечитывая все касающееся темы, от древних источников до работ современных ученых.
Обычно романист работает, исходя из простых предпосылок: чтобы сюжет был понятен читателю. Это не так легко. Характеры всех исторических персонажей должны быть правдивыми – как с точки зрения истории, так и с точки зрения психологии. Например, ни в одном из древних источников Цезарь не упоминается как человек с причудами, несмотря на щегольские каймы на длинных рукавах его туники, которые он носил в молодости. О нем пишут как о человеке, который всегда поступает крайне разумно и обоснованно. Суд над Рабирием отдает если не капризом, то, по крайней мере, чистым озорством со стороны Цезаря. Кроме того, это говорит о его проницательности, особенно если он устроил суд над Рабирием для того, чтобы предупредить Цицерона, куда senatus consultum ultimum может завести старшего консула и Сенат. Некоторые ученые полагают, что это своеобразное предупреждение прозвучало еще до того, как случился мятеж Катилины, и были казнены без суда римские граждане. Цезарь являлся гением – да, но все же он не был наделен такого рода предвидением. Сперва он ждал событий, а потом действовал.
Проблема заключается в том, что наши интерпретации исторических событий склонны искажаться вследствие нашего знания о том, что произойдет после. Глядя на прошлое из будущего, мы знаем то, чего люди, действующие в данный момент, знать не могут. Мы ведь видим, как современные политики слепо бросаются от одного решения к другому, даже после хорошего совета и самокритичного анализа своих действий. Великие государственные деятели обладают предусмотрительностью, но даже самый великий из них не может видеть будущее так, как на это претендует провидец. Действительно, средний политик зрит не дальше следующих выборов. Особенно справедливо это утверждение по отношению к политикам поздней Римской Республики. Они жили в атмосфере постоянных войн, у них имелся только один год, за который они должны были успеть что-то совершить, чтобы быть замеченными. Они подвергались внезапным репрессиям со стороны своих политических противников, а отсутствие полноценных политических партий не давало возможности строить даже краткосрочные планы. Отдельные политики пытались планировать на годы вперед, но зачастую их собственные сторонники выступали против того, что казалось им узурпацией прав и идей других людей.
Если говорить об образах романа, то видно, что автор рада была приняться за жизнеописание именно женщин. Считается, что "Древний Рим - столица правящих мужчин" Но так ли это на самом деле? Женщины играли немаловажную роль в политике. И пусть у них не было права голоса, влияния их никто не лишал. С помощью своего положения в обществе, статуса, репутации они не только помогали правильной циркуляции слухов в городе, но и соблазняя одних мужчин, действовать во благо себе или своему окружению.
Интриги, которые плелись вокруг знатных домов в Риме, играли немаловажную роль в жизни всего города и нередко даже вершили судьбы начинающих и опытных политиков и воинов. Если у мужчин было распространено ораторство, как способ достижения цели, то у женщин ничего не происходило без доли хитрости и коварства.
Здесь каждый выживал, как мог. Цезарь - не исключение. Это именно он - властный, рассудительный, расчетливый, великодушный. Его холодный рассудок всегда предшествовал горячим эмоциям и сердцу. А может, и не совсем так.
Любовь делала его уязвимым, а Цезарь это ненавидел.
Именно о слабости Гая Юлия в книге и пойдет речь. Женщины окружали его постоянно - мудрая мать, наивная Юлия, несколько жен, многочисленные знакомые. Цезарь редко изменял своим принципам и постоянно использовал их в своих интересах. Его желали и им восхищались, однако сам он редко попадал в сети Амура.
Однако книга состоит не только из любовных похождений. Огромное влияние здесь уделено именно политике. Известные еще с детства герои оживают перед читателем, и от этого чтение становится более увлекательным.
А что же с женщинами? Женщины Цезаря - это его мудрая мать Аврелия, его дочь Юлия, весталки, для которых он стал pater familias и Сервилия, мать Брута...
А чтобы узнать какое место в жизни Цезаря занимала каждая из них, стоит прочитать эту книгу.