Роберт Харрис родился в английском г. Ноттингеме. Окончил Селвин-колледж в Кембридже. Работал журналистом BBC и политическим редактором в газетах.
Изначально писал научно-публицистические книги. Его первым романом был «Фатерланд» - альтернативная история, в которой Германия победила во Второй мировой войне. С тех пор Харрис продолжает писать книги, многие из которых уже успешно экранизированы. Например: «Призрак», «Архангел», «Энигма» и др.
В произведении «Помпеи» перед читателем предстает побережье Неаполитанского залива за три дня до извержения вулкана Везувия в I веке нашей эры. Можно сказать, что речь идет не только о самих Помпеях, а обо всех городах, лежащих недалеко от Везувия, которым суждено на себе испытать страшные силы природы.
Что же касается жанра, то точно назвать его, пожалуй, не получится. Основным событием является сама катастрофа извержения. Но в данном произведении можно увидеть и детективную линию, и любовную. Здесь читатель может увидеть подробнейшее описание системы водоснабжения Римской империи, жизнь и взаимоотношения разных слоев населения, рассмотренных с разнообразных ракурсов. Интересно описание и самого быта того времени: это и одежда, и разнообразные интерьеры, и беседы. Сама жизнь того времени показывается в живописных красках. Сюжет держит читателя в напряжении от начала и до конца за счет наличия загадок и тайн.
Одним из важных моментов этого произведения можно назвать и внедрение в придуманный сюжет реальных исторических персонажей: так одним из них можно назвать римского историка Гая Плиния Старшего, который так на самом деле погиб во время извержения на побережье в Стабиях.
Повествование начинается за пару дней до извержения Везувия, и основной линией, которая идет через весь сюжет до момента начала катастрофы, служит сюжет с починкой Римского водопровода. Читатель может увидеть подробное описание того, как организовано водоснабжение в Римской империи. И может даже показаться, что Римский водопровод является одной из самых невообразимых и лучших вещей, созданным человеком когда - либо.
Первая часть книги – это собственно жизнь до извержения. Показан город Мизены, жара, роскошная жизнь и бедность, жизнь и смерть, рабы и хозяева. И каждый имеет свою историю, свою внутреннюю трагедию, свою заботу. Весь народ занимается своими ежедневными делами, ищут решения возникающих проблем, и даже не догадываются о том, какое страшное испытание подкинет им природа. Описание производит сильнейшее впечатление, и читая, невольно начинаешь сопереживать героям.
Так сложилось, что главный акведук Аква Августа пересох на пути от Помпей к Неаполю, и прибывший акварий – Аттилий должен в скором порядке найти неисправность, и устранить ее. И пока Аттилий занимается починкой водопровода, он должен разобраться в том, куда пропал предыдущий акварий, который работал на том участке; должен оказаться в Помпеях во время праздника в честь Вулкана; так же встретить фактического правителя города Амплиата; а так же познакомиться с дочкой этого правителя - Корелией. И, что самое интересное, такие насыщенные события происходит в какие-то три дня. На протяжении этих дней, автор красочно показывает знаки, которые дает природа. Люди не могут разгадать их, потому что были устремлены взглядами в будущее. Эти описания настолько захватывающие и одновременно страшные, что остается только удивляться – как можно было не заметить таких предзнаменований беды! Это и вода, с примесью серы, и жуткий грохот, исходящий из под земли, и пепел без огня. Не сопереживать в итоге, просто не получается.
Помпеи того времени – это небольшой зажиточной городок, которым управляет Нумерий Попидий Ампиаст, который разбогател на строительных подрядах вольноотпущенных. Он держит в руках всю городскую верхушку. Прежний акварий был на содержании у Ампиаста, и Аттилий случайно узнает, какое огромное количество кубометров воды незаконно изымалось самим Ампиастом из императорских резервуаров. Но природа и Везувий изменяет не только ландшафт, но и судьбы героев произведения.
Второй частью можно назвать непосредственно само извержение. Казалось бы, беспечный отдых и жизнь людей, ничего не подозревающих о буйствах стихии, прерывается страшным событием. Люди, не подозревающие о таких событиях и спокойно жившие в благоприятном климате попадают под извержение вулкана. Мало кто в полной мере понимает, чем на самом деле опасна разбушевавшаяся стихия, и как спастись от этой напасти. Описание самого извержения и землетрясения показывается настолько детально, что вызывает ощущение реальности происходящего. Атмосфера, созданная автором заставляет сопереживать героям.
Жители мало понимают, чем вызвано такое страшное природное явление, и предполагают совершенно странные, казалось бы, оправдания стихии стихии. Так, например, как говорил Плиний: "Быть может это земля наказывает нас за жадность и эгоизм, подумал префект. Мы постоянно мучаем ее железом и деревом, огнем и камнем. Мы вкапываемся в нее и сваливаем ее в море. Мы долбим в ней шахты и выволакиваем оттуда ее внутренности, и все ради того, чтобы надеть на чей-то красивый пальчик кольцо в драгоценным камнем. Так как же мы можем обвинять землю за то, что ее временами трясет от гнева?" Даже сейчас современные люди до конца не могут объяснить точные причины извержений, то что можно говорить о людях, живших в I веке нашей эры?
И в заключение, хочется сказать, что книгу можно назвать познавательной. В книге выбран непростой путь, попытаться восстановить картину исторических событий, показать, как реагировали разные слои населения, их эмоции и чувства перед лицом страшной катастрофы. И автору, я считаю, удается окунуть читателя в прошлое событие, подобрать такие слова в описании, которые бы заставляли не отрываться от повествования.