«LIBERE - VIVERE» (Клуб любителей художественно-исторической литературы)


Страницы: 1
Ответить
Брюсов, Валерий. Алтарь Победы. Юпитер поверженный. Рея Сильвия. Грани. Женщина с бичом., СПб.: Северо-Запад, 1994 (и др. изд.)
 
Исторические романы В.Я. Брюсова (1873–1924), крупного поэта серебряного века, лидера символистов, «Алтарь Победы» и «Юпитер повержен-ный», посвящены заключительному этапу борьбы язычества с христианством в Римской империи конца IV в. Тексты насыщены густым колоритом поздне-античной эпохи и хорошо передают сильные страсти персонажей.
Рассказы дополняют позднеантичную тематику, интересовавшкую Брюсова специально настолько, что он посвятил ей монографию «Великий ритор (Авзоний)» (1911). Мотивы брюсовских романов в полной мере соответствуют мотивам стихотворных произведений автора; как и стихи, брюсовские романы описывают эпоху распада старого мира, рисуют отдельных его представителей, остановившихся в раздумье перед приходом мира нового, под-держиваемого свежими, оживляющими силами.
Эпоха заката и гибели Римской империи привлекала к себе пристальное внимание Брюсова на протяжения всей его творческой жизни. Еще в 1894 г. он работал над незавершенным романом "Грань", описывавшим заговор против императора Валентиниана III в 455 г. (Гречишкин С.С. Ранняя проза В. Я. Брюсова. - Русская литература, 1980, Љ 2, с. 204-205). Позднее Брюсовым был написан роман из жизни Рима IV века "Алтарь Победы" (1911-1912); в 1910-е гг. он работал и над его продолжением - незавершенным романом "Юпитер поверженный". Подробнее об интересе Брюсова к истории и куль-туре Древнего Рима см. в статье М. Л. Гаспарова "Брюсов и античность" (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1975, с. 543-555).
Характеризуя место действия "Реи Сильвии", историк и филолог-классик А. И. Малеин пишет: "Повесть эта интересна также и с археологической сто-роны. Несомненно, до автора дошли появившиеся в то время даже и в нашей повседневной и повременной прессе многочисленные сведения о произво-дившихся в Риме археологических разысканиях, в силу которых многие раз-валины, находившиеся в окрестностях Эсквилина и носившие прежде разные наименования, были признаны остатками знаменитого дворца Нерона - domus aurea ("Золотой дом"), этого грандиозного сооружения, которое, применительно к нашему времени, должно было воспроизводить прежнее Царское Село в центре Петербурга или Версаль в середине Парижа, но, конечно, в более грандиозных размерах. Достаточно напомнить, что вмещавший по самому скромному счету 48 тысяч зрителей Колизей <...> был построен на месте одного только искусственного пруда в парке императора. В этот-то "Золотой дом" и проникает случайно несчастная фантазерка и в найденном там барельефе с изображением Реи Сильвии признает самое себя" (Малеин А. Валерий Яковлевич Брюсов и античный мир. - Известия Ленинградского гос. ун-та, 1930, т. II, с. 191).
В романах «Алтарь победы» (1911-1912) и «Юпитер поверженный» (не закончен, опубликован в 1934) изображена широкая панорама борьбы между христианством и язычеством в Римской империи в кон. IV в. по Р.Х. Главный герой Юний приезжает в Рим, видит культурный и религиозный упадок Римской империи, растущее влияние христианства. Противостояние язычества и христианства в романе «Алтарь победы» ярко изображено в споре Симмаха со свт. Амвросием, еп. Медиоланским. В финале романа Юний осознает, что христианство побеждает, а возрождение Рима невозможно. В романе «Юпитер поверженный» повествование ведется уже от лица Юния, принявшего монашество. Брюсов с любовью изобразил в романах римскую культуру, идеализированное представление о которой во многом повлияло на его общественную позицию после установления Советской власти, т. к. он считал, что при любом, даже «варварском», режиме должны оставаться носители высокой культуры.
Страницы: 1
Ответить
Читают тему (гостей: 2)
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.