«LIBERE - VIVERE» (Клуб любителей художественно-исторической литературы)


Страницы: 1
Ответить
Кингсли, Чарльз. Ипатия, Харьков: Паритет, 1994. 512 с.
 
«Ипатия» Кингсли занимает несколько особое место в истории данной темы. Роман Кингсли, несомненно, самое популярное из всех произведений, посвященных трагической смерти этой незаурядной представительницы поздней эллинской философии и науки. Но уже и в самом выборе темы, и в ее трактовке сказывается автор, англиканский священник, поднявшийся до высокого поста духовника самой королевы Виктории. Находившийся в конце 40-х годов под впечатлением размаха чартистского рабочего движения Кин-гсли занимается пропагандой идей христианского социализма, куда входило и основание производственных товариществ, и просвещение рабочих, и разъяснение английским капиталистам их «социальных обязанностей». Однако это увлечение Кингсли рабочим движением оказалось очень, недолгим. Уже в начале 50-х годов под влиянием наступившей реакции во Франции, развала чартистского движения в Англии Кингсли значительно охладел ко всякого рода социальным проблемам. Позднее он сам рассказывал, что, еще будучи двенадцатилетним мальчиком, он наблюдал в Бристоле восстание рабочих и сделался на целых десять лет «аристократом до мозга костей, полным нена-висти и презрения к этим опасным классам». Можно думать, что таким, несмотря на весь внешний покров христианского «добротолюбия», Кингсли ос-тался на всю жизнь. Действие романа происходит главным образом в области чистой идеологии. По совету Мориса Кингсли пользовался преимущественно неоплатонической литературой для воссоздания александрийской культуры начала V века н. э. Даже один из важнейших мотивов романа – обращение в христианство Рафаэля Эбен-Эзры после бесед с Августином, подсказан Кин-гсли Морисом. Последний факт весьма важен для объяснения отношений Кингсли к главнейшим персонажам своего романа и, в первую очередь, к самой Ипатии. Кингсли, хотя и церковник, не может отрицать огромного впе-чатления, производимого Ипатией на большинство ее культурных современников. Поэтому его Ипатия окружена учениками самых различных народно-стей и в его изображении является живым воплощением эллинизма на его за-кате. Но Кингсли нужно и другое: показать какую-то ее внутреннюю непол-ноценность, внутренний дефект, присущий ей уже потому, что она – явный враг христианства. Конечно, под христианством Кингсли разумеет не официальную организацию Александрийской церкви, руководимой Кириллом, а «вечные» христианские истины, которыми в романе обладают Августин, Синезий и даже Авфугий-Арсений.
Отрицательное отношение Кингсли к Кириллу имело и свой социальный смысл. В своих позднейших произведениях Кингсли уверял, что духовенст-во, членом которого он является сам, все более сознает свои обязанности и выздоравливает от своей моральной спячки. Эта компромиссная позиция избавила Кингсли от чересчур резкого отношений к Кириллу, так как возможное для английских священников было тем более возможно для александрийского архиепископа, да еще сопричтенного к лику святых.
Совершенно ясно, кто из героев «Ипатии» более всего по сердцу английскому романисту. Таким является смелый и веселый птолемаидский епископ Синезий.
Слабость государственной власти, рост церковной тирании, погромные действия христианского святого, жуткая сцена умерщвления Ипатии – сами по себе таковы, что почти не требуют комментариев и до сих пор оказывают должное действие на всякого, кто ознакомится с ними. Сентиментализм Кингсли в изображении христианства, его христианские настроения в обрисовке созданных его художественной фантазией лиц объясняются его эпохой и социальным положением.
 
Наиболее известны работы Ипатии :!:
комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;
редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;
редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;
комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;
«Астрономический канон»...
 
Автор: Алена Казначеева.
Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 246-248.

Одним из самых знаменитых писателей Англии XIX в., по праву, яв-ляется Чарльз Кингсли. Собрание сочинений, в состав которого вошли его романы, критические этюды и проповеди, заняло 28 томов (1879-1881). Необходимо отметить, что одним из самых знаменитых произведений Кингсли является роман «Ипатия», появившейся в 1853 г., и воспроизводящий, с глубоким пониманием жизни отживших цивилизаций, картину нарождающегося христианства в борьбе с греческой философией в Александрии V в. Многовековому языческому культу города теперь противостояли еврейская вера и быстро распространяющаяся религия, ещё до недавнего времени бывшая под запретом – христианство.
Роман Чарльза Кингсли основан на реальных исторических собтиях, произошедших в Александрии в 415 г. Главной героиней романа является Ипатия - преподаватель неоплатонической философии из Александрии, которая славилась своей красотой, умом, ученостью и добродетелью и была уважаема как язычниками, так и христианами.
Когда ты предо мной, и слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возношу, – так все в тебе, Ипатия,
Небесно – и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрой свет…
Именно так Паллад, один из последних талантливых представителей «языческой» поэзии обращался к Ипатии.
Чарльз Кингсли в своём романе преследует цель разоблачения Ипатии, сводя Ипатию с колдуньей Мириам. Гордая дочь Теона, отчаявшись в своих усилиях лицезреть божественные силы, прибегает к колдовским услугам Мириам и терпит при этом жалкое фиаско. Но как все это показано у Кингсли! До своего политического крушения Ипатия пребывает в сфере чистой александрийской науки, а затем происходит ее «падение» в бездну колдовства и магии. Кингсли уничтожает свою Ипатию внутренне перед тем, как предать ее в руки Кирилла и его приспешников. В ее последнем разговоре с Рафаэлем она уже в положении жалкой обороняющейся стороны, а не в виде едкого критика «галилейского» учения.
Христианская установка «Ипатии» еще более рельефно выступает при литературном анализе двух других персонажей романа, созданных Кингсли. Разлученные брат и сестра – Филимон и Пелагия - также живые показатели морального торжества христианства
Трагичной представляется судьба Ипатии в романе. В марте 415 г., в великопостный день, толпа христианских фанатиков вытащила ее из экипажа, заволокла в церковь и там совершила своего рода жертвоприношение, Изуродованное тело Ипатии протащили по улицам и сожгли в погребальном костре. Кирилл получил власть над Александрией. Любопытно, что сама христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую рас-праву с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла. Историк поздней Римской империи, Эдвард Гиббон, замечает: «Убийство Ипатии наложило неизгладимое пятно на характер и религию Кирилла Алексан-дрийского».
Идеалистическое построение романа Кингсли совершенно не дает от-вета на самый существенный вопрос романа – почему же, в конце концов, христианство в лице самых различных своих представителей, от антипатичного автору Кирилла до любимого им Синезия, оказывается победителем в борьбе с гибнущей греко-римской культурой? Если отказаться от теории божественного происхождения христианской религии, то само христианство окажется составной частью той же греко-римской культуры. Поэтому победа христианства была обусловлена не тем, что в некоторых конкретных своих проявлениях и в своем основном учении оно содержало в себе истину, как уже по своему званию предполагал священник Кингсли, а его большей приспособленностью к социальным условиям того времени. Антагонизмы эпохи разложения Римской империи имели такой характер, что греко-римские и восточные культы неминуемо должны были уступить место победоносной христианской церкви.
Также, интересно отметить, что в некоторых моментах роман Кингсли анахроничен. Гибель Гераклиана произошла в 413 г., смерть Ипатии в 415 г., но Кингсли стянул оба события почти что в один хронологический момент для того, чтобы оправдать свою фабулу о бракосочетании Ореста и Ипатии. Это последнее событие – «поэтическая вольность» английского романиста, следующего здесь главным образом Сократу Схоластику, который, пытаясь выгородить Кирилла, приписывал неистовство александрийской толпы в расправе над Ипатией господствовавшему якобы в Александрии убеждению, что влияние воинствующей представительницы эллинизма мешает примирению наместника Ореста, этого представителя светской власти, с Кириллом, духовным главой христианской Александрии. Эта вольность была бы простительна, если бы Кингсли не прошел совершенно мимо того грандиозного социального фона, на котором развертывались изображаемые им события.
Многие писатели посвятили свои произведения именно Ипатии. По мотивам одной из книг в 2009 г. режиссёром Алехандро Аменабаром был снят фильм «Агора», рассказывающий историю Ипатии. В фильме также подтверждается значимость Ипатии, как учёного. Хотя ни одна из работ Ипатии не сохранилась, хорошо известно, что она была выдающимся астрономом и прославилась благодаря своим математическим изучением конических сечений. 1200 лет спустя, в XVII веке, астроном Иоган Кеплер открыл, что одно из этих сечений – эллипс, управляет движением планет.
Таким образом, роман Кингсли, несомненно, самое популярное из всех произведений, посвященных трагической смерти этой незаурядной представительницы поздней эллинской философии и науки. Несмотря на некоторые вымышленные сюжеты в романе, не теряется общее представление о женщине-философе – Ипатии.
Страницы: 1
Ответить
Читают тему (гостей: 1)
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.