Автор: Екатерина Красникова
Николай Раевский известен большинству читателей как выдающийся писатель-пушкинист и автор военной прозы. Но в списке его работ есть и произведение, написанное в духе античности – «Последняя любовь поэта». Сложно понять феномен Николая Раевского, в семьдесят лет издавшего свою первую книгу, которая сделала его знаменитым и ставшую началом его стремительной (как может показаться) карьеры писателя, а в восемьдесят - сразу несколько книг изданы многотысячными тиражами, переведены на европейские языки.
«Последняя любовь поэта» - повесть о великом греческом поэте Фео-крите, жившем в III веке до н.э. Долгое время Феокрит был забыт, и лишь спустя два столетия грамматик Артемид и его сын Теон впервые собрали во-едино и издали его стихотворения. Подлинная же слава пришла после того, как давно умершего Феокрита назвал своим учителем великий римский поэт Вергилий.
Повесть, по сути, это то – что было или могло произойти в жзни по-эта… тысячи лет назад…
Николай Раевский сам отмечал, что биографию Феокрита мы фактиче-ски не знаем. По-видимому, его жизнеописания не существовало и в древно-сти. То немногое, что известно о жизни основателя буколической поэзии, сводится к нескольким фактам, упомянутым в его идиллиях, и к некоторым ненадежным утверждениям позднейших комментаторов – схолиастов. Они знали о жизни Феокрита, вероятно, больше, чем знаем мы, но все же знали, по-видимому, очень мало.
Однако каждый, кто внимательно прочел или прочтет его идиллии, со-гласится с тем, то образ их творца сам собою проступает на фоне его блистательных стихов. Еще римский поэт I века н.э. Марциал сказал: «В Феокрите чувствуется человек». Каждый читатель, конечно, воспринимает этот чело-веческий образ поэта по-своему. На мой взгляд, образ героя у Николая Раевского получился великолепным. Предшественников у него не было, в русской и зарубежной литературе нет произведений, героем которых являлся бы Феокрит. Сам автор писал, что «…с этим связаны неизбежные недостатки повести, в которой слишком часто приходилось давать волю воображению там, где хотелось бы исторической правды. Прошу читателей не воспринимать мою повесть о днях Феокрита а отрывок его романизированной биографии».
Действие повести происходит главным образом в городе Лампсаке, у входа из Геллеспонта в Пропонтиду.
Как вспоминал сам автор «Ночи в Алма-Ате мне напомнили Грецию — такая же ласковая теплынь, какую я описываю в «Днях Феокрита». Город со-вершенно удивительный — сплошной старинный парк. Есть в городе краси-вые здания Но, в общем, растительность преобладает над архитектурой. Я рад, что наконец-то увидел нечто подлинное».
Повесть о «Днях Феокрита» мы не можем использовать как историче-ский источник, рассказывающий о биографии поэта как таковой. Но то, как великолепно передана эпоха, Греция с ее неповторимым очарованием, безусловно, не может не восхищать.
Произведение читается на одном дыхании, язык очень доступный, легкий и неотягощенный. Николай Раевский в своей повести очень умело, ненавязчиво использует термины, характерные для быта античной эпохи. Все они доступно объясняются автором в заметках, что позволяет легко восприни-мать текст любому, даже неподготовленному читателю, взявшему книгу в руки. Текст наполнен выдержками из идиллий Феокрита.
Произведение Раевского, исторического в плане передачи эпохи, но оно не о войне, не о мире, не о политике… оно о любви…, любви уже пожи-лого поэта Феокрита и молодой гетеры Миртиллы. Автор показал нам любовь многогранной и яркой… Это страсть и умиротворение, верность и обман, ожидание любимого и дни напролет, проведенные вместе.
Заканчивается повесть трагично… Главная героиня погибает. Ее убивает отвергнутый самовлюбленный актер. Можно по-разному оспринимать замысел автора – недолговечность счастья… зависть… потеря последней мечты… судьба и случай в нашей жизни… Но, на мой взгляд, одна из главных идей заключена в последних словах Феокрита: «В песнях нет сожаления о том, что живешь на свете». А покидая Лампсак, Феокрит об этом жалел. Последние строки повести – это стихи Софокла:
Высший дар – нерожденным быть;
Если же свет ты увидел дня, -
О, обратной стезей скорей
В лоно вернись небытья родное…
Каждого, наверное, мысли о бессмысленности жизни без любимого человека и о неизбежности страданий в жизни любого, заставят задуматься о своем… и каждого они, наверное, посещают в разные периоды жизни.
Николай Раевский известен большинству читателей как выдающийся писатель-пушкинист и автор военной прозы. Но в списке его работ есть и произведение, написанное в духе античности – «Последняя любовь поэта». Сложно понять феномен Николая Раевского, в семьдесят лет издавшего свою первую книгу, которая сделала его знаменитым и ставшую началом его стремительной (как может показаться) карьеры писателя, а в восемьдесят - сразу несколько книг изданы многотысячными тиражами, переведены на европейские языки.
«Последняя любовь поэта» - повесть о великом греческом поэте Фео-крите, жившем в III веке до н.э. Долгое время Феокрит был забыт, и лишь спустя два столетия грамматик Артемид и его сын Теон впервые собрали во-едино и издали его стихотворения. Подлинная же слава пришла после того, как давно умершего Феокрита назвал своим учителем великий римский поэт Вергилий.
Повесть, по сути, это то – что было или могло произойти в жзни по-эта… тысячи лет назад…
Николай Раевский сам отмечал, что биографию Феокрита мы фактиче-ски не знаем. По-видимому, его жизнеописания не существовало и в древно-сти. То немногое, что известно о жизни основателя буколической поэзии, сводится к нескольким фактам, упомянутым в его идиллиях, и к некоторым ненадежным утверждениям позднейших комментаторов – схолиастов. Они знали о жизни Феокрита, вероятно, больше, чем знаем мы, но все же знали, по-видимому, очень мало.
Однако каждый, кто внимательно прочел или прочтет его идиллии, со-гласится с тем, то образ их творца сам собою проступает на фоне его блистательных стихов. Еще римский поэт I века н.э. Марциал сказал: «В Феокрите чувствуется человек». Каждый читатель, конечно, воспринимает этот чело-веческий образ поэта по-своему. На мой взгляд, образ героя у Николая Раевского получился великолепным. Предшественников у него не было, в русской и зарубежной литературе нет произведений, героем которых являлся бы Феокрит. Сам автор писал, что «…с этим связаны неизбежные недостатки повести, в которой слишком часто приходилось давать волю воображению там, где хотелось бы исторической правды. Прошу читателей не воспринимать мою повесть о днях Феокрита а отрывок его романизированной биографии».
Действие повести происходит главным образом в городе Лампсаке, у входа из Геллеспонта в Пропонтиду.
Как вспоминал сам автор «Ночи в Алма-Ате мне напомнили Грецию — такая же ласковая теплынь, какую я описываю в «Днях Феокрита». Город со-вершенно удивительный — сплошной старинный парк. Есть в городе краси-вые здания Но, в общем, растительность преобладает над архитектурой. Я рад, что наконец-то увидел нечто подлинное».
Повесть о «Днях Феокрита» мы не можем использовать как историче-ский источник, рассказывающий о биографии поэта как таковой. Но то, как великолепно передана эпоха, Греция с ее неповторимым очарованием, безусловно, не может не восхищать.
Произведение читается на одном дыхании, язык очень доступный, легкий и неотягощенный. Николай Раевский в своей повести очень умело, ненавязчиво использует термины, характерные для быта античной эпохи. Все они доступно объясняются автором в заметках, что позволяет легко восприни-мать текст любому, даже неподготовленному читателю, взявшему книгу в руки. Текст наполнен выдержками из идиллий Феокрита.
Произведение Раевского, исторического в плане передачи эпохи, но оно не о войне, не о мире, не о политике… оно о любви…, любви уже пожи-лого поэта Феокрита и молодой гетеры Миртиллы. Автор показал нам любовь многогранной и яркой… Это страсть и умиротворение, верность и обман, ожидание любимого и дни напролет, проведенные вместе.
Заканчивается повесть трагично… Главная героиня погибает. Ее убивает отвергнутый самовлюбленный актер. Можно по-разному оспринимать замысел автора – недолговечность счастья… зависть… потеря последней мечты… судьба и случай в нашей жизни… Но, на мой взгляд, одна из главных идей заключена в последних словах Феокрита: «В песнях нет сожаления о том, что живешь на свете». А покидая Лампсак, Феокрит об этом жалел. Последние строки повести – это стихи Софокла:
Высший дар – нерожденным быть;
Если же свет ты увидел дня, -
О, обратной стезей скорей
В лоно вернись небытья родное…
Каждого, наверное, мысли о бессмысленности жизни без любимого человека и о неизбежности страданий в жизни любого, заставят задуматься о своем… и каждого они, наверное, посещают в разные периоды жизни.