Исторические романы В.Я. Брюсова (1873–1924), крупного поэта серебряного века, лидера символистов, «Алтарь Победы» и «Юпитер повержен-ный», посвящены заключительному этапу борьбы язычества с христианством в Римской империи конца IV в. Тексты насыщены густым колоритом поздне-античной эпохи и хорошо передают сильные страсти персонажей.
Рассказы дополняют позднеантичную тематику, интересовавшкую Брюсова специально настолько, что он посвятил ей монографию «Великий ритор (Авзоний)» (1911). Мотивы брюсовских романов в полной мере соответствуют мотивам стихотворных произведений автора; как и стихи, брюсовские романы описывают эпоху распада старого мира, рисуют отдельных его представителей, остановившихся в раздумье перед приходом мира нового, под-держиваемого свежими, оживляющими силами.
Эпоха заката и гибели Римской империи привлекала к себе пристальное внимание Брюсова на протяжения всей его творческой жизни. Еще в 1894 г. он работал над незавершенным романом "Грань", описывавшим заговор против императора Валентиниана III в 455 г. (Гречишкин С.С. Ранняя проза В. Я. Брюсова. - Русская литература, 1980, Љ 2, с. 204-205). Позднее Брюсовым был написан роман из жизни Рима IV века "Алтарь Победы" (1911-1912); в 1910-е гг. он работал и над его продолжением - незавершенным романом "Юпитер поверженный". Подробнее об интересе Брюсова к истории и куль-туре Древнего Рима см. в статье М. Л. Гаспарова "Брюсов и античность" (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1975, с. 543-555).
Характеризуя место действия "Реи Сильвии", историк и филолог-классик А. И. Малеин пишет: "Повесть эта интересна также и с археологической сто-роны. Несомненно, до автора дошли появившиеся в то время даже и в нашей повседневной и повременной прессе многочисленные сведения о произво-дившихся в Риме археологических разысканиях, в силу которых многие раз-валины, находившиеся в окрестностях Эсквилина и носившие прежде разные наименования, были признаны остатками знаменитого дворца Нерона - domus aurea ("Золотой дом"), этого грандиозного сооружения, которое, применительно к нашему времени, должно было воспроизводить прежнее Царское Село в центре Петербурга или Версаль в середине Парижа, но, конечно, в более грандиозных размерах. Достаточно напомнить, что вмещавший по самому скромному счету 48 тысяч зрителей Колизей <...> был построен на месте одного только искусственного пруда в парке императора. В этот-то "Золотой дом" и проникает случайно несчастная фантазерка и в найденном там барельефе с изображением Реи Сильвии признает самое себя" (Малеин А. Валерий Яковлевич Брюсов и античный мир. - Известия Ленинградского гос. ун-та, 1930, т. II, с. 191).
В романах «Алтарь победы» (1911-1912) и «Юпитер поверженный» (не закончен, опубликован в 1934) изображена широкая панорама борьбы между христианством и язычеством в Римской империи в кон. IV в. по Р.Х. Главный герой Юний приезжает в Рим, видит культурный и религиозный упадок Римской империи, растущее влияние христианства. Противостояние язычества и христианства в романе «Алтарь победы» ярко изображено в споре Симмаха со свт. Амвросием, еп. Медиоланским. В финале романа Юний осознает, что христианство побеждает, а возрождение Рима невозможно. В романе «Юпитер поверженный» повествование ведется уже от лица Юния, принявшего монашество. Брюсов с любовью изобразил в романах римскую культуру, идеализированное представление о которой во многом повлияло на его общественную позицию после установления Советской власти, т. к. он считал, что при любом, даже «варварском», режиме должны оставаться носители высокой культуры.
Рассказы дополняют позднеантичную тематику, интересовавшкую Брюсова специально настолько, что он посвятил ей монографию «Великий ритор (Авзоний)» (1911). Мотивы брюсовских романов в полной мере соответствуют мотивам стихотворных произведений автора; как и стихи, брюсовские романы описывают эпоху распада старого мира, рисуют отдельных его представителей, остановившихся в раздумье перед приходом мира нового, под-держиваемого свежими, оживляющими силами.
Эпоха заката и гибели Римской империи привлекала к себе пристальное внимание Брюсова на протяжения всей его творческой жизни. Еще в 1894 г. он работал над незавершенным романом "Грань", описывавшим заговор против императора Валентиниана III в 455 г. (Гречишкин С.С. Ранняя проза В. Я. Брюсова. - Русская литература, 1980, Љ 2, с. 204-205). Позднее Брюсовым был написан роман из жизни Рима IV века "Алтарь Победы" (1911-1912); в 1910-е гг. он работал и над его продолжением - незавершенным романом "Юпитер поверженный". Подробнее об интересе Брюсова к истории и куль-туре Древнего Рима см. в статье М. Л. Гаспарова "Брюсов и античность" (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1975, с. 543-555).
Характеризуя место действия "Реи Сильвии", историк и филолог-классик А. И. Малеин пишет: "Повесть эта интересна также и с археологической сто-роны. Несомненно, до автора дошли появившиеся в то время даже и в нашей повседневной и повременной прессе многочисленные сведения о произво-дившихся в Риме археологических разысканиях, в силу которых многие раз-валины, находившиеся в окрестностях Эсквилина и носившие прежде разные наименования, были признаны остатками знаменитого дворца Нерона - domus aurea ("Золотой дом"), этого грандиозного сооружения, которое, применительно к нашему времени, должно было воспроизводить прежнее Царское Село в центре Петербурга или Версаль в середине Парижа, но, конечно, в более грандиозных размерах. Достаточно напомнить, что вмещавший по самому скромному счету 48 тысяч зрителей Колизей <...> был построен на месте одного только искусственного пруда в парке императора. В этот-то "Золотой дом" и проникает случайно несчастная фантазерка и в найденном там барельефе с изображением Реи Сильвии признает самое себя" (Малеин А. Валерий Яковлевич Брюсов и античный мир. - Известия Ленинградского гос. ун-та, 1930, т. II, с. 191).
В романах «Алтарь победы» (1911-1912) и «Юпитер поверженный» (не закончен, опубликован в 1934) изображена широкая панорама борьбы между христианством и язычеством в Римской империи в кон. IV в. по Р.Х. Главный герой Юний приезжает в Рим, видит культурный и религиозный упадок Римской империи, растущее влияние христианства. Противостояние язычества и христианства в романе «Алтарь победы» ярко изображено в споре Симмаха со свт. Амвросием, еп. Медиоланским. В финале романа Юний осознает, что христианство побеждает, а возрождение Рима невозможно. В романе «Юпитер поверженный» повествование ведется уже от лица Юния, принявшего монашество. Брюсов с любовью изобразил в романах римскую культуру, идеализированное представление о которой во многом повлияло на его общественную позицию после установления Советской власти, т. к. он считал, что при любом, даже «варварском», режиме должны оставаться носители высокой культуры.