Автор: Мария Руднева.
Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 243-246.
Пытаясь утвердить нечто новое, человек зачастую старается вырвать «с корнем» своё прошлое, ослеплённый фанатизмом, он ломает всё, что было построено с огромным трудом. События романа «Серапис» Георга Эберса относятся ко времени тяжёлого противоборства между христианством и язы-чеством в Римской империи IV века.
Георг Эберс (1837-1898) не только замечательный писатель, но и учёный-египтолог, профессор египтологии Лейпцигского университета. Написанию его романов предшествовала огромная исследовательская работа, по-этому его произведения отличаются большой точностью в реконструкции исторических событий.
Действия романа «Серапис» происходят в Александрии конца IV века, когда христианство набирало силу, но традиции язычества ещё далеко не были забыты. Христианство только начинало свой путь к превращению в мировую религию, и путь этот был далеко не лёгок. На троне Римской им-перии в IV веке было немало императоров, стремившихся утвердить его в качестве государственной религии, но язычники упорно сопротивлялись. Да и разногласия внутри самого христианства, возникновение побочных направлений, недостатки в организации, мешали занятию им главенствующей роли. Была и попытка возврата к язычеству императора Юлиана Отступника, проводившаяся бескровными методами на уровне законодатель-ства, которая всё же не смогла сломить христианства, так как оно было популярно в народе.
Возвращает политику в обратное русло император Флавий Феодосий I Великий (347–395), созывая второй Вселенский собор, на которой христианская ортодоксия была объявлена единственной государственной религией, обязательной для всех подданных Римской империи. В 391 г. были ужесточены меры по уничтожению языческих культов. Фанатично настроенные массы христиан принялись преследовать приверженцев египетско-греко-римского пантеона.
Для Александрии этот год стал началом трагедии, когда в ожесточён-ной борьбе гибли люди, разрушались бесценные произведения искусства, в числе которых - поражавший великолепием Серапеум.
Роман начинается прибытием в город семьи языческого певца по име-ни Карнис. Старый певец всю свою жизнь посвятил искусству, растратив состояние на поддержание театра, и был вынужден странствовать с семьёй, зарабатывая на жизнь выступлениями. Выбор героя не случаен, так как молодость Карниса прошла в Александрии, он безмерно любит этот город, где прошли его лучшие годы, где он встретил свою верную подругу Гёрзу, с ко-торой они прошли всю жизнь, где ему предстояло умереть за защиту своих идеалов. С болью в сердце Карнис отмечает перемены, происходящие в го-роде: нет больше шумных языческих праздников, разрушен величественный храм Исиды, приверженцы старого пантеона вынуждены принимать христианство, под страхом потери имущества их детьми.
Но Карнис и его жена не были фанатиками. Вместе с сыном Орфеем и родной племянницей Дадой в их семье воспитывались христиане Агния и её маленький брат Папиас, которых добрый певец спас от римских солдат и принял как родных. Они жили бедно, довольствуясь малым, но в их семье царила гармония, которая, однако, вскоре была разрушена.
В ходе сюжета герои романа переживают множество событий, их судьбы складываются различным образом, меняется их мировоззрение.
Произведение наполнено философскими размышлениями о смысле жизни, её горестях и радостях. Персонажи рассуждают на темы существования мира, его дальнейшей судьбы, о выборе религии, что делает произведение наполненным философским смыслом, но может затруднить прочтение романа для людей, не интересующихся философией.
Книга может служить ценным источником по изучению истории и ре-лигии. Эберс использует греческие названия архитектурных произведений, упоминает великих деятелей греческой культуры – философов, поэтов, ссылается на греческую мифологию, что в значительной мере помогает читате-лю проникнуться духом описываемой эпохи. Большой интерес для историка может представить картина конных скачек на ипподроме. Автор использует этот момент для того, чтобы показать массовое противоборство различных партий, но за этим он прекрасно описывает конные бега Александрии, которые имели свои обычаи и традиции.
Также он передаёт рассказ о происхождении бога Сераписа, порождённого умелой политикой императора Птолемея Филадельфа (283-246 гг. до н.э.), создавшего этого бога искусственно для объединения многонацио-нального народа своего государства. Во времена Филадельфа в состав державы Птолемеев входило множество этносов со своими многовековыми верованиями, и множеством разнообразных божеств. Естественно, что для объединения столь разных народов необходима была новая религиозная система, ведь религия всегда была важнейшей идеологической опорой любого государства. Мудрый политик решил эту проблему, создав верховное божество, объединившее под своей властью прежних богов всех народов.
Новость о намерении императора разрушить Серапеум вызвала резкий резонанс в александрийском обществе. Язычники были полностью уверены в том, что с крушением храма наступит конец света. Но ниспровержение Сераписа волновало не только язычников, но также христиан и евреев, так как его храм был не только местом религиозного поклонения, но и важнейшим культурным центром. Ему принадлежали важные учреждения и училища, приносившие большую пользу жителям, здесь по-прежнему процветала наука, которой гордились александрийцы; при Серапеуме был основан медицинский факультет, считавшийся первым в Римской империи.
Эберс осуждает борьбу, в которой бессмысленно гибнут гениальные произведения искусства. Он не идеализирует ни одну из сторон, осуждая недостойное поведение.
Уродливые проявления фанатизма чётко видны в описании грубых отшельников, которые, излишествуя во внешних проявлениях веры, потеряли не только человеческий облик, но и забыли моральные основы своей религии. Малодушным и властолюбивым показан глава христианской партии патриарх Феофил. Он отказал нуждавшейся в помощи девушке из-за того, что она принадлежала к арианскому течению христианства, пренебрегая главной идеей любви к ближнему.
Негативные стороны язычников показаны в сцене, происходящей в храме накануне штурма. Ожидая гибели мира, многие достойные учёные и философы вместе с простыми верующими принялись пить и буйствовать, устроив в храме настоящий погром. В этот момент молодая героиня попадает в святилище в ожидании увидеть торжественное празднество, но к своему ужасу вынуждена наблюдать отвратительную оргию пьяной толпы, оскверняющей храм. Неожиданно веселье прерывает внезапно налетевший ураган невероятной силы, который вмиг смёл веселье ликующей толпы, посеял панику, и был принят опьяневшим народом за конец света. Но конец язычества наступил в душе юной девушки, которая разочаровалась в прежней вере, наблюдая за малодушием и бесчестием единоверцев в трагический момент. Она больше не верит в старые идеалы, за которые раньше была готова отдать жизнь и пожертвовать любовью. К ней приходит осознание привлекательно-сти высоких духовных ценностей христианства.
В этот момент к храму подходят римские легионы, и начинается ожесточённая борьба. Сцена осады Серапеума наполнена драматизмом. Смелость и отвага осаждённых отражена в сцене, где автор показывает смерть одного из главных героев и его сына, умирающего вместе со своим отцом. В опасную минуту бесшабашные пьяные превратились в отважных храбрецов, учёные в воинов, поэты в солдат, готовых встать на защиту дорогих сердцу идеалов. Но исход битвы был предрешён, храм Сераписа был разрушен. Конец света не наступил, но мир язычества потерпел поражение.
Причиной, породившей конфликт, автор считает цель утвердить в кратчайшие сроки главенство новой религии. В гонке за этой целью христиане забыли главные истины своей веры - любовь и сострадание. Получилось, что люди, проповедующие милосердие сами отступились от своих принципов. В назидание, автор показывает пример того, как можно бескровно прийти в лоно новой веры. Через первую любовь трогательная Дада приходит к пониманию христианских истин, несмотря на все испытания, по вине христиан выпавшие на ее долю. Любовь помогает гордой Горго пережить ужасную оргию единоверцев и прийти к истинному пониманию христианского учения, которое ставит внутреннюю красоту выше внешней.
В этих примерах показана истина, что способность любить - это высший дар человеку. Общество, в котором люди способны любить, переживёт любые испытания. Этой мыслью пронизан весь роман, но наиболее ярко она отражена как общечеловеческая ценность в проповеди христианского священника Евсевия, который приводит слова язычника Софокла: «Мы здесь не для того, чтобы ненавидеть, но для того, чтобы любить».
Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 243-246.
Пытаясь утвердить нечто новое, человек зачастую старается вырвать «с корнем» своё прошлое, ослеплённый фанатизмом, он ломает всё, что было построено с огромным трудом. События романа «Серапис» Георга Эберса относятся ко времени тяжёлого противоборства между христианством и язы-чеством в Римской империи IV века.
Георг Эберс (1837-1898) не только замечательный писатель, но и учёный-египтолог, профессор египтологии Лейпцигского университета. Написанию его романов предшествовала огромная исследовательская работа, по-этому его произведения отличаются большой точностью в реконструкции исторических событий.
Действия романа «Серапис» происходят в Александрии конца IV века, когда христианство набирало силу, но традиции язычества ещё далеко не были забыты. Христианство только начинало свой путь к превращению в мировую религию, и путь этот был далеко не лёгок. На троне Римской им-перии в IV веке было немало императоров, стремившихся утвердить его в качестве государственной религии, но язычники упорно сопротивлялись. Да и разногласия внутри самого христианства, возникновение побочных направлений, недостатки в организации, мешали занятию им главенствующей роли. Была и попытка возврата к язычеству императора Юлиана Отступника, проводившаяся бескровными методами на уровне законодатель-ства, которая всё же не смогла сломить христианства, так как оно было популярно в народе.
Возвращает политику в обратное русло император Флавий Феодосий I Великий (347–395), созывая второй Вселенский собор, на которой христианская ортодоксия была объявлена единственной государственной религией, обязательной для всех подданных Римской империи. В 391 г. были ужесточены меры по уничтожению языческих культов. Фанатично настроенные массы христиан принялись преследовать приверженцев египетско-греко-римского пантеона.
Для Александрии этот год стал началом трагедии, когда в ожесточён-ной борьбе гибли люди, разрушались бесценные произведения искусства, в числе которых - поражавший великолепием Серапеум.
Роман начинается прибытием в город семьи языческого певца по име-ни Карнис. Старый певец всю свою жизнь посвятил искусству, растратив состояние на поддержание театра, и был вынужден странствовать с семьёй, зарабатывая на жизнь выступлениями. Выбор героя не случаен, так как молодость Карниса прошла в Александрии, он безмерно любит этот город, где прошли его лучшие годы, где он встретил свою верную подругу Гёрзу, с ко-торой они прошли всю жизнь, где ему предстояло умереть за защиту своих идеалов. С болью в сердце Карнис отмечает перемены, происходящие в го-роде: нет больше шумных языческих праздников, разрушен величественный храм Исиды, приверженцы старого пантеона вынуждены принимать христианство, под страхом потери имущества их детьми.
Но Карнис и его жена не были фанатиками. Вместе с сыном Орфеем и родной племянницей Дадой в их семье воспитывались христиане Агния и её маленький брат Папиас, которых добрый певец спас от римских солдат и принял как родных. Они жили бедно, довольствуясь малым, но в их семье царила гармония, которая, однако, вскоре была разрушена.
В ходе сюжета герои романа переживают множество событий, их судьбы складываются различным образом, меняется их мировоззрение.
Произведение наполнено философскими размышлениями о смысле жизни, её горестях и радостях. Персонажи рассуждают на темы существования мира, его дальнейшей судьбы, о выборе религии, что делает произведение наполненным философским смыслом, но может затруднить прочтение романа для людей, не интересующихся философией.
Книга может служить ценным источником по изучению истории и ре-лигии. Эберс использует греческие названия архитектурных произведений, упоминает великих деятелей греческой культуры – философов, поэтов, ссылается на греческую мифологию, что в значительной мере помогает читате-лю проникнуться духом описываемой эпохи. Большой интерес для историка может представить картина конных скачек на ипподроме. Автор использует этот момент для того, чтобы показать массовое противоборство различных партий, но за этим он прекрасно описывает конные бега Александрии, которые имели свои обычаи и традиции.
Также он передаёт рассказ о происхождении бога Сераписа, порождённого умелой политикой императора Птолемея Филадельфа (283-246 гг. до н.э.), создавшего этого бога искусственно для объединения многонацио-нального народа своего государства. Во времена Филадельфа в состав державы Птолемеев входило множество этносов со своими многовековыми верованиями, и множеством разнообразных божеств. Естественно, что для объединения столь разных народов необходима была новая религиозная система, ведь религия всегда была важнейшей идеологической опорой любого государства. Мудрый политик решил эту проблему, создав верховное божество, объединившее под своей властью прежних богов всех народов.
Новость о намерении императора разрушить Серапеум вызвала резкий резонанс в александрийском обществе. Язычники были полностью уверены в том, что с крушением храма наступит конец света. Но ниспровержение Сераписа волновало не только язычников, но также христиан и евреев, так как его храм был не только местом религиозного поклонения, но и важнейшим культурным центром. Ему принадлежали важные учреждения и училища, приносившие большую пользу жителям, здесь по-прежнему процветала наука, которой гордились александрийцы; при Серапеуме был основан медицинский факультет, считавшийся первым в Римской империи.
Эберс осуждает борьбу, в которой бессмысленно гибнут гениальные произведения искусства. Он не идеализирует ни одну из сторон, осуждая недостойное поведение.
Уродливые проявления фанатизма чётко видны в описании грубых отшельников, которые, излишествуя во внешних проявлениях веры, потеряли не только человеческий облик, но и забыли моральные основы своей религии. Малодушным и властолюбивым показан глава христианской партии патриарх Феофил. Он отказал нуждавшейся в помощи девушке из-за того, что она принадлежала к арианскому течению христианства, пренебрегая главной идеей любви к ближнему.
Негативные стороны язычников показаны в сцене, происходящей в храме накануне штурма. Ожидая гибели мира, многие достойные учёные и философы вместе с простыми верующими принялись пить и буйствовать, устроив в храме настоящий погром. В этот момент молодая героиня попадает в святилище в ожидании увидеть торжественное празднество, но к своему ужасу вынуждена наблюдать отвратительную оргию пьяной толпы, оскверняющей храм. Неожиданно веселье прерывает внезапно налетевший ураган невероятной силы, который вмиг смёл веселье ликующей толпы, посеял панику, и был принят опьяневшим народом за конец света. Но конец язычества наступил в душе юной девушки, которая разочаровалась в прежней вере, наблюдая за малодушием и бесчестием единоверцев в трагический момент. Она больше не верит в старые идеалы, за которые раньше была готова отдать жизнь и пожертвовать любовью. К ней приходит осознание привлекательно-сти высоких духовных ценностей христианства.
В этот момент к храму подходят римские легионы, и начинается ожесточённая борьба. Сцена осады Серапеума наполнена драматизмом. Смелость и отвага осаждённых отражена в сцене, где автор показывает смерть одного из главных героев и его сына, умирающего вместе со своим отцом. В опасную минуту бесшабашные пьяные превратились в отважных храбрецов, учёные в воинов, поэты в солдат, готовых встать на защиту дорогих сердцу идеалов. Но исход битвы был предрешён, храм Сераписа был разрушен. Конец света не наступил, но мир язычества потерпел поражение.
Причиной, породившей конфликт, автор считает цель утвердить в кратчайшие сроки главенство новой религии. В гонке за этой целью христиане забыли главные истины своей веры - любовь и сострадание. Получилось, что люди, проповедующие милосердие сами отступились от своих принципов. В назидание, автор показывает пример того, как можно бескровно прийти в лоно новой веры. Через первую любовь трогательная Дада приходит к пониманию христианских истин, несмотря на все испытания, по вине христиан выпавшие на ее долю. Любовь помогает гордой Горго пережить ужасную оргию единоверцев и прийти к истинному пониманию христианского учения, которое ставит внутреннюю красоту выше внешней.
В этих примерах показана истина, что способность любить - это высший дар человеку. Общество, в котором люди способны любить, переживёт любые испытания. Этой мыслью пронизан весь роман, но наиболее ярко она отражена как общечеловеческая ценность в проповеди христианского священника Евсевия, который приводит слова язычника Софокла: «Мы здесь не для того, чтобы ненавидеть, но для того, чтобы любить».