Панель настройки шрифта

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

Анархия - мать порядка! 2012

С 8 по 28 июля Белгородский отряд «Фратрия», сформированный из преподавателей, аспирантов и студентов истфака в составе Восточно-Крымской археологической экспедиции Института археологии Российской академии наук (рук. д.и.н. А.А. Масленников), впервые принял участие в исследованиях античного городища III-II вв. до н.э. «Золотое Восточное» (Сююрташ).

О работе и учебе!

Городище Золотое Восточное уникальный памятник. Оно одно из самых больших на Азовском побережье (около 2 гa). Поселение расположено на плоской вершине холма с крутыми, неприступными со стороны моря склонами. С юга холм отгорожен глубоким оврагом, по которому протекает ручей. С юго-запада к холму подходит цепь скалистых кряжей с высокой сопкой. По краю плато, над склоном холма проходит мощная оборонительная стена городища. Памятник в XX в. неоднократно исследовался (в 1953, 1989-1992 гг.). Новейшая история археологического изучения насчитывает три года и проводится под руководством науч. сотр. экспедиции, асп. ИА РАН А. Супренкова.

Мы участвовали в исследовании Восточного и Западного участков археологического памятника. Первых две недели изучалась каменная кладка на Восточном участке. По первым предположениям А. Супренкова, это стены укрепления античного поселения с элементами террасирования. Последняя же неделя порадовала нас массой артефактов с Западного участка раскопа. Основными находками стали профильные части амфорной тары (Синопа и Родос), несколько ручек амфор с клеймами, миниатюрный светильник, фрагменты мегарских чаш, черепки столовой и кухонной посуды и пр.

Помимо работы на раскопе мы учились обрабатывать, фиксировать и описывать обнаруженные находки. А. Супренковым по данной теме с нами было проведено специальное занятие. Запомнилась нам и лекция о флоре и фауне Крымского Приазовья, прочитанная представителем Каралагского природного заповедника.

Мы не привыкли сидеть на месте и в свободное время совершили поход-экскурсию вдоль Приазовья. В ходе похода посетили остатки античных поселений (Пустыный берег II, Генеральское западное, Генеральское восточное, Генеральское юго-западный склон, Салачик и др.) и античного некрополя Сиреневая бухта. Первый выходной день мы посвятили изучению города Керчи и его прекрасным музеям. Мы совершили экскурсию в Керченский национальный музей, по лестнице XIX в. поднялись на гору Митридат и осмотрели акрополь Пантикапея, а также посетили каменоломни в поселке Аджимушкай.

Эти три недели, проведенные вдали от дома, дали нам возможность узнать много нового.

О жизни!

Для многих ребят период времени с 8 по 28 июля 2012 г. вызывает бурю положительных эмоций. 8 июля наш дружный отряд «Фратрия» отправился к райскому месту - Сююрташ, где мы 21 день трудились, познавали археологические тонкости, отдыхали, да и просто дружно жили.

Уже в Мелитополе наш отряд показал свою сплочённость, в которой, впоследствии ещё не раз убеждался руководитель нашего отряда С.Н. Прокопенко. Достигнув пункта назначения, мы столкнулись с рядом проблем: как установить палатку, чем скосить траву, когда пойдем купаться и, наконец, кто нас покормит ужином. До вечера мы решили все вопросы, кроме последнего. Активное участие в приготовлении ужина принимали бывалые археологи, но возглавила кулинарный фронт Крамаровская А.В. Её мужеством и терпением, талантом и кулинарными изысками мы восхищаемся до сих пор. Но в вопросах кухни острой проблемой стало мытьё посуды. Её мы носили к морю, где мыли, полоскали и несли обратно. И так 4 раза в день.

Хотелось бы познакомить вас с режимом дня нашего отряда. Общий подъём для участников отряда был в 5:45, но для дежурных день начинался в 4:30 утра. В 6:15 - завтрак, к 7:00 необходимо было прибыть на раскоп, в 13:00 - возвращение в лагерь, в 14:00 - обед. В 17:00 все собирались за столом на 5 o`clock. Благодаря ему, студенты-практиканты культурно просвещались, обсуждали сегодняшний раскоп и знали, что через 2,5 часа, в 19:30 будет последний приём пищи. В 22:00, когда звёздное небо опускалось на морские волны, мы, уставшие за день, расходились по палаткам.

За 21 день каждый из нас отличился в бытовой, научной, спортивной жизни. В связи с этим, на посвящении мы получили не только гордое звание «археолога» но и наречение в соответствии со своим отличием. Вот кто мы теперь: Травмат, Дровосек, Укротительница дровосека, Борисовский, Завхоз, Рефрежерейтор, Кудесница, Керамичка.

14 июля 2012 года мы отметили день рождение нашего отряда, как и положено – с праздничным тортом, песнями, пожеланиями и поздравлениями.

Песни у костра, бессонные ночи в палатках и даже ночная гостья-лиса - всё это было. И сейчас нам этого очень не хватает. Мы уверены, каждый, кто был в отряде «Фратрия», скажет, как сильно он скучает по Сююрташу.

Состав участников:

• Фуртаева Елена

• Шпак Анастасия

• Шумов Артур

"Анархия - мать порядка" (автор С. Прокопенко)

Фотоальбом "Fratria 2012. Белгородский отряд ВКАЭ ИА РАН " (88 фотографий с комментариями)

Дополнительную информацию об отряде Фратрия см. на сайте "Древняя жизнь"