Студенты историко-филологического факультета - участники I Межрегионального студенческого форума «Цифровая реальность прошлого»

Студенты историко-филологического факультета (Балацюк Е. С., Горшкова Ю. Г., Гузенко Е. А., Журбенко Л. Н., Шишка Е. А.), приняли участие в I Межрегиональном студенческом форуме «Цифровая реальность прошлого», который проходил 22-24 ноября 2017 г. в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина.

Студенты историко-филологического факультета - участники I Межрегионального студенческого форума «Цифровая реальность прошлого»

Целью данного форума явилось создание межрегиональной площадки диалога студентов и преподавателей о реализуемых проектах, возможностях и перспективах использования компьютерных технологий, методов исторической информатики и математического моделирования в социально-гуманитарной сфере. Особое внимание было уделено использованию информационных технологий в образовательной и научно-исследовательской сфере, а также в целях сохранения историко-культурного наследия. Участие студентов нашего вуза в этом форуме стало возможным благодаря программе развития студенческих объединений НИУ "БелГУ"

На пленарное заседание, посвященное открытию форума, были приглашены студенты гуманитарных факультетов ТГУ, участники из Тверского, Липецкого, Калининградского, Тюменского и Белгородского университетов, ведущие преподаватели исторического факультета ТГУ в лице: доктора исторических наук, заведующего кафедрой всеобщей и российской истории ТГУ им. Державина Юрия Александровича Мизиса; доктора исторических наук, профессора кафедры всеобщей и российской истории ТГУ им. Державина Валерия Владимировича Канищева; к. и. н., доцента кафедры всеобщей и российской истории ТГУ им. Державина Романа Борисовича Кончакова; ассистента кафедры всеобщей и российской истории ТГУ им. Г.Р. Державина Константина Сергеевича Кунавина; к. и. н., доцента кафедры политологии международных отношений ТГУ им. Державина Дмитрия Сергеевича Жукова; старшего преподавателя кафедры математического моделирования и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина Михаила Юрьевича Сидляра; а также учёными университетов других городов в лице: к. и. н., доцента института физико-математических наук и информационных технологий БФУ имени И. Канта Сергея Николаевича Ткаченко; к. и. н., ассистентом кафедры исторической информатики МГУ им. М.В. Ломоносова Дениса Игоревича Жеребятьева.

В ходе заседания были представлены презентации проектов, Юрий Александрович Мизис дал напутственное слово всем участникам, а Сергей Константинович Лямин, главный координатор форума, проинформировал студентов и преподавателей о некоторых организационных моментах.

После этого все участники разошлись на запланированные мастер-классы и творческие мастерские, занятия в которых продолжались в течение трёх дней.

Обучение студентов из г. Белгорода началось с работы в творческой мастерской С. Н. Ткаченко, которая была посвящена проблеме применения контент-анализа в исторических исследованиях («От Вертинского до Цоя: применение технологий контент-анализа для исследования текстов песен XX столетия»). Сергей Николаевич донес до студентов основные положения и суть контент-анализа через определение его основных единиц – слов и словосочетаний, на конкретном примере показал применение данной методики в практической работе. Студенты провели исследование исторических источников – текстов песен различных периодов прошлого века – с помощью компьютерной программы «QDA Miner».

Первоначальные навыки работы с 3D-моделированием были получены студентами в творческой мастерской Д. И. Жеребятьева, которая называлась «Методы, инструменты анализа исторических источников и пространственных данных c помощью программ 3D-моделирования». Работа по созданию 3D-моделей проводилась в компьютерных программах «Agisoft PhotoScan Professional 1.2.0» и «Lumion Pro 6.5.1». В результате у каждого студента появился свой счастливый Будда и целый музей-заповедник Кижи. Правда, только в электронном формате. Денис Игоревич объяснил студентам, что применение подобных программ способствует развитию исторической науки в отрасли музееведения и полевой археологии.

Далее о создании электронных баз данных студенты услышали на мастер-классах Р. Б. Кончакова и К. С. Кунавина.

Так, Р. Б. Кончаков на лекции «Основы создания банков данных государственной и региональной статистики России, способы их представления и визуализации» рассказал о двух подходах к созданию исторических баз: источнико-ориентированном и проблемно-ориентированном. Роман Борисович познакомил студентов с программой «Web 2.0» и более усовершенствованной «Web 3.0», которая позволяет работать с метаданными, проинформировал о крупных проектах, связанных с изучением демографических массивов информации: «Демоскоп Weekly» НИУ ВШЭ, «ЕМИСС — государственная статистика», «Clio Infra project» Организации научных исследований Нидерландов (Netherlands Organisation for Scientific Research (NWO)). Также учёным было отмечено, что деятельность по созданию баз данных останется актуальной ещё на протяжении 10-15 лет, поэтому данное направление ждёт своих исследователей.

На занятии с К. С. Кунавиным, которое называлось «Базы данных: основы создания и анализа сводных исторических источников», была определена основная цель баз данных – возможность исследователя увидеть срез действительности через совокупность сведений, представленных цифрами в структурированных таблицах. Вместе с преподавателем студенты попытались создать базы данных по биографиям людей XIX века в программах «Microsoft Excel» и «Microsoft Assessor».

Следующим проектом, представленным участникам форума, стала работа В. В. Канищева «Алгоритм формирования электронного информационного ресурса по истории сел и деревень». Валерий Вадимович рассказал об источниковой базе и ресурсах, на которые следует опираться молодым ученым при изучении истории сёл и деревень. В материалах исследователя фигурировали данные картографии, чертежи крепостей и помещичьих дворов, городские планы, хранящиеся в архивах описания генеральных межеваний, а также различные иллюстрации и объекты материальной культуры, способные дать общее представление о жизни и быте людей. К каждому виду источника прилагалась краткая справка, предлагались возможные методы его исследования.

Последним пунктом программы стало участие студентов НИУ «БелГУ» в творческой мастерской М. Ю. Сидляра, где был представлен проект «Построение бревенчатых срубов и стропильной системы в системе трехмерного моделирования SketchUp». Ребята смогли поработать в программе «SketchUp 8.0» и самостоятельно спроектировать дом, создать небольшой жилой комплекс, а также научиться делать 3D-модели срубов и стропильных систем.

Насыщенная и многогранная работа была завершена подведением итогов Межрегионального студенческого форума «Цифровая реальность прошлого», где студентам и преподавателям дали возможность обсудить возникшие вопросы и поделиться своими впечатлениями. Благодарность в адрес оргкомитета форума от группы белгородских студентов выразил Е. А. Шишка. Общую черту подвел С. К. Лямин, слова которого были заряжены оптимизмом на расширение состава участников форума и скорую встречу в следующем году.

В заключение хотелось бы отметить высокий профессионализм преподавателей ТГУ им. Г. Р. Державина, их стремление передать знания студентам, качественный и интересный подбор проектной информации, высокий уровень организации форума, чёткое составление его программы, активную работу волонтерского состава, предоставление возможности иногородним участникам провести три рабочих дня в комфортных условиях без заботы о жилье и питании, а также познакомиться с достопримечательностями города и его архитектурой.

 Журбенко Лилия. Фото автора

29.11.2017


<< Назад к списку  | Просмотров: 998

Фотогалерея события

  Белгородские студенты в музее ТГУ им. Г. Р. Державина
  Коллективное фото с М. Ю. Сидляром
  На лекции Р. Б. Кончакова
Белгородские студенты в музее ТГУ им. Г. Р. Державина

Коллективное фото с М. Ю. Сидляром

На лекции Р. Б. Кончакова

  Работа по 3D-моделированию
   
Работа по 3D-моделированию



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.